Найти в Дзене

Образ зомби XXI века

После небольшого затишья, образ зомби снова появляется в начале XXI в. воплотившись в комиксах («Ходячие мертвецы»), компьютерных играх («ResidentEvil», «S.T.A.L.K.E.R.», «Half-Life», «7 DaystoDie» и др.), музыке (WhiteZombie, RobZombie) и литературе («Руководство по выживанию среди зомби» и «Мировая война Z» М. Брукса, «Карантин» С. Сиглер, «Гордость и предубеждение и зомби» С. Грэма-Смита и т.д.) и в кинематографе, в котором образ зомби будет подробнее рассмотрен в следующей главе.

-2

В комиксах «Ходячие мертвецы» (2003) Роберта Киркмана, рассказывается о Рике Граймсе и его семье, а также других выживших в зомби апокалипсисе. Здесь образ зомби представлен классическим «медленным зомби», которые умерли и снова воскресли. Он живучий, морозоустойчивый, не понимает человеческую речь, реагируя только на звуки. Друг друга они узнают по специфическому запаху: чтобы быть незаметным для зомби, необходимо перенести этот запах себе на одежду. Имея различную степень разложения тела, у зомби сохраняется двигательные функции. У тех, кто был обращен недавно, скорость движения выше, чем у «старших» зомби, потому что их тело еще не успело до конца сгнить. Для того, чтобы окончательно уничтожить зомби, нужно сильно повредить ЦНС с помощью тяжелых предметов, например, лопаты или молотка. Однако, после того как зомби отрубили голову, она какое – то время еще проявляет некоторую активность. Неизвестно что является причиной заражения, скорее всего – воздушно – капельным путем, потому что все герои были заражены, даже не контактировавшие с зомби. Единственный способ избежать смерти после превращения – ампутировать поврежденную часть тела как можно скорее. При правильной операции человек продолжает жить. Но после смерти, вне зависимости от причин, все становятся зомби. Зомби питаются не только людьми, но и животными, но они в зомби не превращаются. Зомби делятся на две основные группы: «блуждающие» и «охраняющие». Блуждающие зомби постоянно перемещаются, главной причиной их движения являются громкие звуки и движения других зомби, собирающиеся в большие групп, содержащие несколько тысяч. Охраняющие недвижимы и начинают действовать только при контакте с человеком или животным.

Этот образ зомби демонстрирует нам страхи людей перед неизвестной угрозой, нависшей над человечеством; эпидемией, причины которой неизвестны; перед смертью и возможности быть съеденным заживо.

-3

В произведение М. Брукса «Руководство по выживанию среди зомби» подробно описаны физические (пять органов чувств, шестое чувство, отсутствие способности к регенерации, наличие способности к разложению, функционирование пищеварительной, дыхательной, кровеносной систем, сила, скорость, ловкость) и поведенческие (интеллект, эмоции, воспоминания, физические потребности, коммуникативные способности, социальную динамику, охотничьи привычки, мотивы) характеристики образа зомби. Здесь зомби олицетворяют разнообразные вирусные эпидемии.

-4

В другой своей книге «Мировая война Z», являющийся своеобразным продолжением первой, М. Брукс описал события, произошедшие во время зомби - апокалипсиса. Зомби изображены как классический образ, но теперь они еще умеют быстро бегать, умеют лазить по стенам. Образ зомби олицетворяет угрозу гибели всему человечеству и состояние современного мира: неуверенность и страх людей перед будущим, перед экономическими кризисами, экологическими катастрофами.

В романе Скотта Сиглера «Карантин» образ зомби выступает не только в роли загадочной болезни, угрожающей всему человечеству, но и в роли вторжения неизвестных внеземных сил, стремящихся захватить и поработить всех людей на земле.

Активно используют образ зомби компьютерные игры («ResidentEvil», «S.T.A.L.K.E.R.», «Half-Life», «7 DaystoDie» и др.) как ходячего мертвеца, цель которого состоит в том, чтобы найти себе еду. Встречаются существа, аналогичные зомби по внешности и поведении, но называющиеся по-другому, к примеру «некроморфы» из «DeadSpace». В «Half-Life»есть классические зомби, у которых поедание человеческого мяса не является основной целью, и они являются жертвами «хедкрабов» - паразитами с другого мира, присасывающиеся к голове человека.

-5

Игры в жанре фэнтези изображают зомби как обычного монстра – одного из слабых видов нежити. Зомби не существуют самостоятельного: их либо контролирует хозяин - создатель, либо они возникают в результате эпидемий. Классические черты зомби в фэнтези:

· сравнительно сложно уничтожить (мертвые отлично переносят ранения);

· отсутствие разума и сообразительности;

· огромная сила;

· полуразложившиеся тело;

· медленная походка.

Итак, в культуре XXI в. образ зомби представлен в виде ходячих мертвецов. Они воплощают болезни, эпидемии, вторжение иноземных сил, подготавливают общество к решению глобальных проблем. Зомби дают нам не рецепты по спасению, а эмоциональную разгрузку, позволяют ощутить себя перед лицом опасности, превышающей в огромное число раз. А зомби являются отличным примером для этой цели – человечным и вместе с тем дегуманизированным.

К сожалению, зомби ассоциируется со «штампом» либо «клише»: они сильные, живучие, несообразительные, неразговорчивые, питаются человеческой плотью, правда иногда могут достаточно быстро передвигаться. Но действительно, в отличии от вампиров, они очень медленно «эволюционируют» и часто появляются в одном облике. Однако, образ зомби – это большая, и не обязательно плохая традиция. Со временем мы увидим, как станет развиваться образ зомби, но уже сейчас можно точно сказать: ожившие мертвецы не потеряют своей актуальности в культуре.