Словом GNOSIS люди начали пользоваться со II-го века нашей эры, ссылаясь на религиозные воззрения, содержащие особую информацию об истоке и предназначении вселенной и её обитателей. Эта философия учила тому, что материальный мир – порождение недобрых сил, вызвавших открытое неповиновение Богу Света, который был подлинным и благодетельным господом вселенной. Люди попали в плен материального существования и поэтому были не в силах освободиться до тех пор, пока луч божественного знания не снизошёл в материальный мир, чтобы объяснить и указать освобождение. Некоторые последователи решили, что они могут показать свою способность подняться над материальным миром, придерживаясь строго аскетического образа жизни, тогда как другие пошли по пути необузданного потакания своим слабостям, тем самым показывая, что материальный мир для них ничего не значит.
_________
отрывок из книги «Cambridge Companion to the Bible», Key, H.C., Myers, E.M., Rogerson, J. and Saldarini, A. J.
***
Однако для того, чтобы понять гностицизм правильно и найти его истоки, мы должны возвратиться ещё дальше, во времена, предшествовавшие рождению Христа.
Гностические мифы утверждают, что Неведомы Бог – это не то же самое, что Иегова у иудеев или Демиург. Они говорят, что мир представляет собой грубую ошибку оттого, что божество отпало от благодати и раскололось в себе. Они также уверяют, что духовный человек связан с божеством гораздо теснее, чем думает, и чужд природному миру. Когда он слышит слова Откровения, то начинает осознавать свою глубочайшую внутреннюю Самость. До тех пор, пока человек будет пребывать в неведении, он будет смущаться.
Такие представления о самореализации процветали в мире до начала эры христианства. В некоторых писаниях Гермеса Трисмегиста говорится: «Пусть духовный человек познает себя. Тогда он поймёт, что он бессмертен».
(отрывок из книги Бернарда Симона «Гностицизм»)