Нина Соколова - инженер-полковник ВМФ СССР, водолаз. В 1943 году она участвовала в строительстве газопровода, проложенного по дну Ладожского озера и ставшего «артерией жизни» блокадного Ленинграда. Нина Соколова родилась в 1912 году в Череповце в многодетной семье. С малых лет мать брала ее на тяжелую работу в качестве помощницы, поэтому Нина с детства приучала к труду и самостоятельности. В 1931 году девушка поступила в Ленинградский институт инженеров водного транспорта, а после его окончания была направлена в ЭПРОН - Подводную экспедицию особого назначения, которая занималась подъемом затонувших объектов, спасением иностранных и отечественных судов, строительством портов, прокладкой подводных трубопроводов. . Для оформления сертификата, разрешающего подводные погружения Соколовой на глубину 10 метров, начальнику ЭПРОН контр-адмиралу Фотию Крылову необходимо было получить личное разрешение Михаила Калинина. В личном деле военнослужащей Крылов дал ей следующую характеристику: «Назначена на должность начальника гидротехнического отдела. Энергичный молодой работник, постоянно совершенствующий знания и опыт. Тверды и настойчивы в достижении своих целей. Прямой и смелый. Активно интересовался военно-морским делом. Отлично прошел испытания по военно-морскому минимуму. Требовательный, пользуется авторитетом среди сверстников и подчиненных. «Так Нина стала первой в истории женщиной-дайвером.
Соколов начал службу в холодном Баренцевом море в 1939 году. К началу Великой Отечественной войны Нина уже была главным инженером 27-го отряда ЭПРОН. Его подразделение восстановило подводную связь после бомбежки, подняло вооружение, продовольствие и затонувшее снаряжение. В осажденном городе 27-й ЭПРОНский отряд работал в условиях артиллерийского обстрела и ударов авиации: водолазы поднимали мешки с зерном с затонувших барж, прокладывали подводный телефонный кабель. В Ладоге были построены спуски и подъемы подводной железной дороги: увязшие в озере цистерны с бензином опускались прямо в воду и буксировались на противоположный берег, где снова ставились на рельсы. Весной 1942 года вопрос о том, как перейти дно Ладожского озера, стал буквально вопросом жизни и смерти: горюче-смазочные материалы оставались в осажденном городе на 100 дней. Легендарный водолаз принимал участие в строительстве газопровода в Ладоге — «артерии жизни» блокадного Ленинграда. Начальник Морского музея в Кронштадте Владимир Шатров рассказывает, что Иван Зубков, начальник отдела военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, называл саму Соколову автором идеи спасательного подводного газопровода. Строительство этой магистрали стало для многих главным делом жизни — как для эпроновцев, так и для специалистов «Нефтепроводпроекта», предшественника компании «Гипротрубопровод». Задача была сложной: работать нужно было быстро и скрытно, а опыта строительства этих магистралей не было ни в отечественной, ни в зарубежной практике. 25 апреля 1942 года Государственный Комитет Обороны подписал постановление о строительстве газопровода, установив срок в 50 дней. Главным инженером назначен опытный проектировщик «Нефтепроводпроект» Давид Шинберг. Сотрудники отряда Соколовой сыграли очень важную роль в выполнении проекта: провели все подводные работы на дне озера, гидроиспытания, участвовали в прокладке трубопроводов и предоставили для работ необходимый водный транспорт.
Кладка первого километра плети началась 26 мая. В Ладоге было неспокойно, дул сильный ветер. Буксир «Эпрон» взял передний понтон хлыстом на изготовку и двинулся в створ трассы. Но при попытке установить его волнение в озере усилилось, крепление сломалось, и хлыст скрылся в волнах. С этого дня было установлено правило не работать в бурю. С 31 мая продолжались укладочные работы – сборка и сварка плетей средней протяженностью 1,4 километра. Подводники уложили на дно Ладоги 15 таких плетей. Задача была выполнена за 43 дня - 16 июня 1942 года. Трубопровод протяженностью 29 километров (из них подводная часть - 21 км) и диаметром чуть более метра проложен на глубинах до тридцати пяти пяти метров. На восточном берегу были установлены две насосные станции, на западном – резервуарный парк и наливная площадка. Производительность трубопровода, по разным оценкам, составляла от 400 до 600 тонн топлива в сутки. За весь период эксплуатации - с июня 1942 г. по март 1943 г. - через Ладогу в блокадный Ленинград поступило около 50 тысяч тонн бензина. После устранения закупорки трубка была заморожена. Немцы так и не узнали об «артерии жизни». Нина Соколова закончила войну в звании инженер-подполковника ВМФ. Во время работы в Ладоге дважды была ранена. Ваш личный счет под водой составляет 644 часа, то есть почти 27 дней. Легенда ЭПРОНА награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Второй Отечественной войны степени и Знаком Почета. В 34 года Нина Соколова стала инженером-полковником, преподавала в Высшем военно-морском училище имени М.В. Фрунзе (ныне Морской корпус Петра Великого - Санкт-Петербургский военно-морской институт). Единственная женщина-водолаз с прошлой войны умерла в 2001 году в возрасте 90 лет. Имя Нины Васильевны Соколовой занесено в Золотую книгу Санкт-Петербурга. .Петербург.
Первая в стране женщина-дайвер провела под водой 27 дней
27 суток под водой провела первая в стране женщина-водолаз
14 января 202314 янв 2023
1
4 мин