Власти КНР опасаются, что активное расширение бизнеса компании Tesla Илона Маска в Китае потянет за собой Starlink. А там и до брешей в Великом Китайском Файрволе недалеко.
Компания Tesla планировала расширить мощности своего завода в Шанхае, но никак не может получить соответствующие разрешения от властей КНР. Так, ожидалось, что после расширения мощностей завод Tesla в Китае сможет производить 2 млн электромобилей в год (ныне эта цифра равна 1 млн Model 3 и Model Y, что составляет порядка 52% производственных мощностей Tesla в мире). Но планы разбились о китайские власти, которые не ставят соответствующие подписи под нужными документами.
Опасения у китайцев следующие: Tesla это Илон Маск, а Илон Маск это SpaceX. SpaceX, в свою очередь, это Starlink. А Starlink — это возможные бреши в системе Интернет-цензуры Great Firewall of China (Великий Китайский Файрвол). Напомним, еще на конец 2016 года в КНР было заблокировано почти 1,3 млн интернет-сайтов, в том числе Facebook, YouTube и Google, а в целом Китайский Файрвол заработал в стране еще в начале 2000-х. Поначалу, правда, защиту можно было обойти с помощью VPN, но потом доступ к VPN искоренили. Более того, китайский разработчик У Сянъян, например, получил пять лет тюремного заключения за то, что продавал сервис VPN собственной разработки, помогающий обходить блокировки.
В настоящее время автомобили Tesla в Китае системами Starlink не оснащены, но все равно этим транспортным средствам запрещено, например, приближаться к военным объектам, мало ли что они сфотографируют своими камерами.
Кроме того, для китайцев отсутствие разрешения для Tesla – своеобразная маленькая месть за санкции администрации Джо Байдена против полупроводниковой индустрии КНР. Напомним, власти США запретили поставлять в Китай оборудование и материалы для производства полупроводниковой продукции; к санкциям присоединились, в частности, Нидерланды и Япония, в которых находятся ключевые компаниии для производства чипов (ASML и Tokyo Electron). В такой ситуации неудивительно, что власти Китая ставят палки в колеса американскому бизнесу по принципу «око за око».
Впрочем, у Tesla есть «план Б», компания наращивает присутствие в других странах Азии, в частности, в Тайланде. Также ведутся переговоры с Индонезией, где планируется построить завод, производящий 1 млн автомобилей Tesla в год.