Найти тему
МИР (Море История Россия)

3-я рифская, она же 2-я Марокканская, она же испано-берберская война, или "накануне Анвальской катастрофы".

Мы много раз упоминали о некой «Рифской войне». Очень сложное явление, но, поскольку оно оказало влияние на историю Испании, а мы разбираем Гражданскую войну в этой стране, не рассказать об этом событии сложно. Нужно ж показать, откуда произросло франко-испанское сотрудничество (от которого французы очень быстро открестились, когда это стало не выгодно). Нужно показать, откуда «вырос» Франциско Паулино Эрменхильо Франко Баамоте, и почему он был… таким.

Начнем с того, что Марокко, традиционно (много веков правили султаны), населяло (и населяет) эту страну много народов, но два самых больших это арабы и берберы. С арабами все вроде бы понятно (а, что непонятно в сети посмотреть можно), а, вот с берберами все сложнее. Вернее, это мы их вслед за греками берберами обозвали, сами себя они казаками называют (если что, я шучу). В каждой шутке есть доля шутки, остальное там правда (иначе не смешно). Все дело в том, что сами себя они, чаще всего называют, амазигами (ⴰⵎⴰⵣⵉⵖ ⵎⵣ)т.е. «кочевниками», «вольными людьми» (абсолютная калька слова «казак» только с другого языка).

Это (как и курды) еще один большой народ, не имеющий своей государственности, но обладающий не только собственным языком, но и уникальным алфавитом. Если, при слове «бербер» в вашем представлении возникает образ смуглого африканца, чаще всего, вы ошибаетесь. Генотип их очень разнообразен, но среди них много светлокожих, а, порой и светловолосых людей. Возможно, это генетическое наследие вандалов или венедов, (коих кто-то причисляет к западным славянам, а, кто-то к германцам) основавших когда-то здесь свое государство. Интересный народ (хоть и сильно арабизировавшийся). Но, это так, лирическое отступление.

В начале XX века Франция при энергичной поддержке Великобритании осуществляла поэтапный захват Марокко. Но, англичане, верные своему принципу «каждой сестре по серьге» (чтобы те передрались), замутили очень хитрую комбинацию, в результате которой французы, заполучив Марокко, согласились на компромисс по Гибралтару, передав прибрежную полосу султаната в распоряжение Испании.

Благодаря франко-британской сделке испанцы получили 22 тыс. кв. км марокканских земель. Король Альфонсо XIII ликовал. Наконец-то Испания что-то приобрела! Народ ликования не разделял (и был абсолютно прав). К 1912 году Марокко окончательно стало протекторатом Испании и Франции.

Испанцы думали, что без особых затрат смогут получить от африканской страны много денег — не хуже, чем другие колониальные державы. Но колония, оказалась «чемоданом без ручки». Местные племена не подчинялись никому, кроме своих вождей. И горцев было слишком много, чтобы их могли прокормить скудные горы, ибо большую часть этой колонии занимали бесплодные горные плато, изрезанные глубокими ущельями. С водой тоже проблема.

Рек с постоянным водотоком в Марокко мало; все они стекают с Атласских гор в море или океан (крупнейшие – Мулуя, Себу); летом они сильно мелеют. Остальные реки – пересыхающие (т.н. уэды; крупнейший – Дра на юге страны). Озёра в основном солёные, на востоке – солёные пересыхающие (себхи).

Да, в Марокко (кое-где) были плодородные земли (но очень мало). Это сейчас уже в Марокко открыты и, частично разведаны месторождения нефти, природного горючего газа, ископаемых углей и горючих сланцев, руд урана, железа, марганца, кобальта и никеля, вольфрама, молибдена и олова, меди, свинца и цинка, сурьмы, ртути, золота и серебра, редкометалльных и слюдяных пегматитов, а также асбеста, барита, бентонитовых глин, гипса, ангидрита, диатомита, магнезита, пирротина, каменной и калийной солей, флюорита и фосфоритов. Но это сейчас. А, что тогда?

На счастье колонизаторов, в горах Риф (берберские языки : ⴰⵔⵔⵉⴼ, ⴰⵔⵉⴼ , латинизируется: Arrif, Arif ; арабский : الريف ), нашлись изрядные месторождения железной руды и марганца и была основана горнорудная компания. Потом обнаружились свинцово-цинковые руды. В течение многих лет добычу и переработку руд производили шесть средних по мощности и около десяти мелких рудников. Наиболее крупными из них были Тусит в районе Уджда, Зейда, Оли в верховьях р.Милуя, Джебель-Авам в центральной части страны.

Но была проблема. Местные племена (почему-то) считали эту землю своей (правда, почему?). Был еще один нюанс: испанцы добывали руду… вручную. Не сами, конечно, они требовали. Что бы местные правители предоставляли бесплатную рабочую силу (ну, типа, барщина для «местных»). Хочешь быть султаном, поставляй нам рабсилу.

Но, периодически, «местные» устраивали набеги на испанцев, а, тем это, естественно, не нравилось. В 1908 г. испанцы снарядили военную экспедицию для умиротворения рифских племен, но сил не хватило. Попытались набрать испанцев для «умиротворения», но это не понравилось самим испанцам.

Случилась la Setmana Tràgica («Трагическая неделя»). Да, кстати, ради интереса: за то, что церковь вмешалась в этот процесс, увещевая паству подчиниться, досталось и ей. Из 112 зданий, подожженных во время беспорядков, 80 принадлежали церкви или были связаны с ней.

Потери полиции и армии составили 8 убитых и 124 раненых, в то время как, по сообщениям, погибло от 104 до 150 гражданских лиц. Более 1700 человек были обвинены военными судами в "вооруженном мятеже". Пятеро были казнены, 59 человек получили пожизненное заключение.

А, потому, создание туземных войск «регулярес» было мерой вынужденной. Потом началась Первая Мировая, и немцы начали «накачивать» местные племена оружием. Планировалось дестабилизировать ситуацию во Французском Марокко, завозя оружие местным племенам через нейтральное Испанское Марокко.

Не желая попасть в сложную ситуацию, испанцы как могли противодействовали незаконному обороту орудия, и даже арестовали некого «немецкого агента» по имени Абд аль-Крим (и тут Крым замешан J шучу). Абд аль-Крим (Керим) был сыном кади и вождя.

Абд аль-Крим справа
Абд аль-Крим справа

Вместе с братом эль-Керим получил образование в медресе при мечети родного города Аждир. Он также посещал высшее образовательное учреждение в Тетуане, а в 1902 году уехал в Фес, где поступил в престижный исламский университет Аль-Каруин. Так как его племя сотрудничало с испанцами в деле добычи железа, эль-Керим после окончания учёбы в Фесе смог поступить в Мадридский университет на специальность «горное дело». Эль-Керим знал все местные диалекты и отлично говорил по-испански.

В 1910 — 1915 годах он работал преподавателем испано-арабской школы, в 1915 г. стал главным кади (исламским судьёй) Мелильи. С 1914 года редактировал арабский телеграмм –канал раздел газеты «Телеграма дель Риф» («El Telegrama del Rif»).

В общем, он действительно, контактировал с немцами, и периодически публиковал «крамольные» материалы, пользуясь тем, что испанцы в хитрых арабских «загогулинах» мало что понимали (да, и не сильно хотели понимать).

В 1915-м его посадили, но, через год он «откинулся», потому, как основным получателем оружия был не он, а А. эль Расул Райсуни, объединивший горные племена Джебала, обитавшие в западной части испанского протектората.

Расул Райсуни, объединивший горные племена Джебала, обитавшие в западной части Рифа
Расул Райсуни, объединивший горные племена Джебала, обитавшие в западной части Рифа

Ахмед эль-Расул торговал выращенным в горах канабисом, пиратствовал в прибрежных водах, а, в 1913 году он заручился поддержкой берберов из группы племён джбала и поднял восстание. Почти восемь лет эль-Расул вёл успешную партизанскую войну против испанцев на территории от Атлантического океана до предгорий Рифа. Колонисты и их сторонники не могли укрыться от его дерзких вылазок даже в административном центре протектората — городе Тетуан. Отлично зная местность, Ахмед эль-Расул похищал офицеров прямо под носом у подчинённых, а затем требовал баснословные деньги за их освобождение.

К нему в 1919-м ушел в горы и аль-Крим. С 1920 года, после смерти отца он стал вождём племени. Так, Абд аль-Керим (аль-Крим) аль-Хаттаби, Мухаммед ибн Абд аль-Крим стал вождем большого берберского племени бану уриагель в области Риф на севере Марокко.

В апреле 1921 г. испанские «регулярес» генерала Д. Беренгера очистили горы Джебала от партизан, но это «грубое применение силы» возмутило местных вождей, которые начали объединяться против испанцев. Центром объединения стал Абд аль-Керим, а «арсеналом» стал А. эль Расул Райсуни (Ахмед эль-Расул). При этом рифский кади (судья и управляющий) до поры воздерживался от прямых столкновений с испанцами. Многие авторы пишут чуть ли не о «берберской республике». О чем вы? Какая «республика»? Миф родился из французских газет (но об этом чуть позже).

Авторитет Абд эль-Керима позволил преодолеть племенную рознь и создать ситуацию, при которой доступ в центральные районы протектората испанцам был закрыт. Хотя эта земля формально являлась частью султаната, её жители считали себя свободными людьми. Попытки марокканских султанов навязать им ортодоксальный ислам встречали жёсткий отпор.

Альфонсо ХIII
Альфонсо ХIII

Но, поток «рабсилы» для рудников иссяк, сами рудники постоянно находись под угрозой. И, тут король Альфонсо (с несчастливым номером 13), решил отмстить неразумным хазарам приструнить неразумных туземцев. Для этого, командующим 20-тысячной испанской группировкой 30 января 1920 года королевским указом был назначен генерал-майор Мануэль Фернандес Сильвестре (Manuel Fernández Silvestre). Не нужно писать, что он был глуп и самонадеян.

Мануэль Фернандес Сильвестре (Manuel Fernández Silvestre)
Мануэль Фернандес Сильвестре (Manuel Fernández Silvestre)

В принципе, он зачистил ближний район, и посчитал, что район полностью усмирен, ведь соседние племена вели себя тихо. Генерал начал рейд вглубь района. Зачем? Генерал руководствовался «европейской» логикой, но у местных племен были свои понятия.

Не встречая серьёзного сопротивления, Сильвестре занял город Анвал. Эта территория считалась землёй народности кабилов. Но испанцы так не думали. До этого кабилы были лояльны к испанцам, но с их точки зрения испанцы нарушили их границы, вступили на их суверенную территорию. Сильвестре активно продвигался вглубь территории кабилов, зайдя на нее на 130 км.

-5

Из 18 011 солдат генерала 13 358 были призывниками, многие из которых не имели боевого опыта и раньше не держали оружия в руках, а, вот остальные 4563 человека были… «туземными войсками» (включая регулярес). И тут началось…