Прочитала книгу Эриха Фромма "Искусство любить", некоторыми положениями которой мне хочется поделиться. Это не художественное произведение, а изложение философской теории, поэтому я не буду делать обзор-размышление, какие делаю на этом канале на другие книги. В данном случае, я пишу краткий конспект. И мое личное видение здесь будет выражаться только в том, какие именно утверждения Эриха Фромма я выбрала для этого конспекта, то есть, что из написанного лично у меня вызвало внутренний отклик.
Обоснование значимости вопроса
Большинство людей видят проблему в том, чтобы быть любимым (т.е. стать привлекательным объектом для любви), а не в том, чтобы научиться любить самому. Люди полагают, что любить легко, а вот найти достойный объект для любви и добиться его - трудно. Еще одна ошибка заключается в смешении понятий влюблённости и любви - "впадения" в любовь и "пребывания" в ней.
Но стоит изменить фокус, т.е. признать, что любви надо учиться, так же как и любому другому виду искусства, как сразу появляется понятная последовательность шагов для достижения заветной цели - обретения счастья в любви.
Эрих Фромм пишет, что обучение искусству любви должно включать в себя:
1. Знакомство с теорией.
2. Наработку практических навыков.
И только когда теоретические познания сольются воедино с результатами практики, возникнет интуиция - суть овладения всяким искусством.
Знакомство с теорией
В основе нашей потребности в любви лежит чувство отчужденности. Отчужденность - первичный страх, появляющийся в тот момент, когда человек осознает себя отдельным существом. Отчужденность порождает чувство тревоги, которая в свою очередь вызывает стыд и чувство вины.
Человек на всех этапах развития человечества (а теперь на всех этапах своего личного развития) ищет способы преодолеть отчужденность через соединение с другими людьми.
Автор выделяет три способа:
1) Оргиастические ритуалы. В ходе таких ритуалов сознание затуманивается, ощущение собственной изолированности притупляется и человек, на некоторое время, побеждает страх отчужденности. Собственно, к этому же способу относятся все виды зависимостей: алкоголизм, наркомания, сексуальная зависимость и т.д.
2) Принадлежность к группе. Сначала размер группы ограничивался семьей, затем городом, нацией, государством, религией и т.д. Но при таком способе индивидуальная самость приносится в жертву принадлежности к группе и искажается представление о равенстве.
Равенство в религиозном смысле означало, что мы все - дети Бога, все мы - одно, но при этом каждый из нас - уникальное существо. Сейчас равенство трактуют как одинаковость, а не как уникальность.
3) Творческая деятельность. При любом виде творчества личность объединяет себя в творческом процессе с материалом, выходит за переделы самого себя, что позволяет справиться с тревогой.
У каждого из описанный способов есть существенные недостатки. Первый способ дает лишь временный эффект. При втором человек теряет себя, стремясь соответствовать группе. Единение, достигаемое третьим способом, в ходе созидательной деятельности, не является межличностным.
Единственный истинный способ единения с другим человеком - это любовь. Но назвав слово, мы пока не приблизились к решению проблемы. Потому что словом любовь называют слишком много самых разных чувств и состояний.
Во-первых, важно разделить симбиотический союз и зрелую любовь:
1) в симбиотическом союзе партнеры настолько нуждаются друг в друге, что теряют свою самостоятельность. Это не любовь, а зависимость от партнера, вплоть до самых крайних ее проявлений- садизма и мазохизма.
2) зрелая любовь - это союз, при котором сохраняется целостность личности индивидуумов. Любовь помогает человеку преодолеть чувство обособленности и отчуждения, позволяя ему оставаться самим собой, сохраняя свою целостность. Парадокс любви заключается в том, что двое становятся одним, оставаясь двумя.
Во-вторых, надо осознать, что любовь - это активная сила, действующая в человеке. Что любить - значит в первую очередь давать, а не брать. Но отдавать не с позиции жертвы (страдая от лишений), и не с позиции торговца на рынке (я тебе - ты мне), а с позиции силы, богатства, власти. Отдавать - значит в высшей степени проявлять свою самостоятельность.
В-третьих, следует знать, что искренняя любовь должна содержать в себе четыре базовых элемента: заботу, ответственность, уважение, понимание.
Забота - есть активная озабоченность жизнью и благополучием того, кого мы любим.
Ответственность - это мой отклик на потребности, высказанные и невысказанные, другого человеческого существа. Быть ответственным - значит быть способным и готовым "откликнуться".
Уважение - это способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать уникальность его личности.
Понимание - это проникновение в суть эмоций и действий другого человека. Такое возможно, когда я выхожу за пределы озабоченности собой и ясно вижу другого человека во всех его проявлениях.
В-четвертых, любовь - это не просто жажда единения с другим человеческим существом, это соединение мужского и женского полюсов, желание преодолеть разность и обрести цельность.
И самое главное, в-пятых, любовь - не является результатом внешнего воздействия, способность к любви - это внутреннее состояние человека. Другими словами, то как я люблю зависит от меня, а не от объекта любви. Если я страдаю от любви, впадаю в зависимость и т.д., то причина во мне, а не в партнере.
Виды любви
Далее идет подробное рассмотрение разных видов любви: материнской и отцовской, любви к себе и любви к Богу. Суждения, высказанные в этих главах, настолько глубоки и интересны, что заслуживают отдельного подробного разбора. Я не буду ничего об этом писать в этом конспекте, чтобы не загромождать его и не касаться столь важных вопросов вскользь. Здесь речь в первую очередь о любви двух людей, образующих пару.
От теории к практике
Указывая на тот факт, что практический опыт можно наработать только самостоятельно, он не передается вербальным способом, от человека к человеку, Эрих Фромм в этой части дает лишь несколько советов, чтобы помочь овладеть искусством любви:
Во-первых, необходим объективный взгляд на мир. Необходимо признать, что мир таков, каков он есть, и не должен быть таким, каким вам хочется его видеть.
Во-вторых, нужна вера. Вера не в абстрактные идеи и концепции, не в то, что произойдет чудо, и все решится само собой. А вера в свою способность любить и вызывать ответное чувство.
В-третьих, нужна смелость. Любить - значит, не требуя никаких гарантий, полностью отдаться этому чувству.
В-четвертых, нужна активность. И речь в первую очередь о внутренней активности, плодотворном проявлении жизненных сил человека.
В заключении, автор пишет, что любовь не иллюзия и не обман, любовь - это насущная, глубинная потребность человека, поэтому не стоит жалеть сил на овладение искусством любви.
От себя добавлю, это тоненькая книжка в 200 страниц произвела на меня большое впечатление. Надеюсь, что некоторые ее идеи, изложенные в этом конспекте, будут полезны и вам.