Найти тему
Сокол-корабль

Былины о Святогоре, часть первая. Неверная жена Святогора.

Про обреченного на смерть древнего богатыря былые сказители пели с особой трагичностью и торжественностью. Сюжеты этих песен помогут нам ещё ближе познакомиться с образом Святогора.

Не учитывая варианты, всего о богатыре-великане существует 7 сюжетов.
Памятуя о страшной Судьбе, 3 из этих сюжетов заканчиваются гибелью богатыря. Именно поэтому реконструировать единое повествование о Святогоре из этих сюжетов не представляется возможным.

Ковка Сампо. Картина Аксели Галлен-Каллела. 1893 год
Ковка Сампо. Картина Аксели Галлен-Каллела. 1893 год

1.Женитьба Святогора.

Редкий сюжет, имеющий мало записей.
Это первый раз, когда Святогор сталкивается с неминуемой мощью Судьбы.

В горах богатырь-великан встречает кузнеца судеб и тот предсказывает ему искать себе жену в Поморском царстве.
Однако находит там Святогор лишь чудище, лежащее в гноище. Святогор рубит чудище и оставляет рядом с ним в качестве виры деньги и уходит.

Через какое-то время из порубленного гноища выходит красная девица, находит деньги, покупает на них корабли и разного товару и становится богатой купчихой. На своих груженных подарками кораблях она отправляется в Святые горы, где и находит своего Суженного.
От судьбы не уйдешь – Святогор узнает по шраму на груди девицы то самое чудище, которое, как он сам думал, зарубил.

В этом сюжете заметна архаичная вера древних славян в неминуемую силу Судьбы.

Самсон и Далила. Картина Питера Пауля Рубенса. 1609 год
Самсон и Далила. Картина Питера Пауля Рубенса. 1609 год

2. Святогор лишается силы

Тут сразу следует сказать, что это сюжет достаточно позднего происхождения. В нём Святогор отожествляется библейскому Самсону, и в некоторых вариантах былины само имя Святогора заменено на имя библейского героя.

Жена Святогора хочет отомстить мужу за то, что тот при их первой встрече пытался её зарубить и хитростью узнает, что сила богатыря кроется в семи белых волосках на его голове.
Она стрижет и ослепляет Святогора. Тот уходит от злой жены и скитается по миру вместе с верной холопкой, которая стала глазами богатыря. Когда волосы отрасли и сила вновь вернулась к богатырю, он просит холопку привести его к обратно к дому.
В доме, что стоит на двенадцати столбах пирует и гуляет его жена со своими любовниками, ослепленный и обманутый муж обрушивает столбы и вместе с женой погибает под обломками дома.

Этот сюжет скорее рушит относительно цельный образ богатыря-великана, потому что ни в каком больше другом сюжете не упоминается, что сила Святогора кроется в его волосах.

Илья Муромец и жена Святогора. Картина Ивана Яковлевича Билибина. 1912—1916 год
Илья Муромец и жена Святогора. Картина Ивана Яковлевича Билибина. 1912—1916 год

3. Святогор и неверная жена

В этом сюжете Святогор знакомиться с Ильей Муромцем – другим русским богатырем, которого впоследствии назовет своим меньшим братом.

Илья Муромец наезжает на богатый шатер, в котором ложится спать. Через некоторое время он просыпается от страшного грома, это возвращается хозяин шатра - грозный великан Святогор с волшебным сундучком, где тот держит свою жену. Со страху Илья залезает на ближайший дуб и сидит там, пока Святогор выпускает жену из сундучка, веселится и отдыхает с ней.
Как только богатырь-великан ложится спать, жена Святогора, давно заметившая, что кто-то прячется на дубу, заставляет Илью спуститься к ней. Она соблазняет богатыря и под угрозой рассказать всё мужу заставляет Илью сесть вместе с ней в её сундучок.

Когда Святогор просыпается и продолжает свой путь дальше его верный конь жалуется, что тяжело ему двух богатырей русских на себе носить. Так великан и обнаруживает Илью Муромца.
Тот рассказывает, как дело было на самом деле и Святогор убивает свою жену, а Илью нарекает своим младшим братом.

Этот сюжет рассказывает более традиционный для былин ритуал наказания неверной богатырской жены, иногда его называют "три науки молодецкие". Кроме того сюжет почти полностью совпадает с одной из сказок «Тысячи и одной ночи», в которой джинн-великан носит в ларце жену, которая изменяет ему с арабским принцем.
Равнозначность джинна и Святогора подтверждает хтоничность образа богатыря и несомненную древность сюжета данной былины.

Следующие два сюжета повествуют в большей мере про Илью Муромца, с которым Святогор теперь связан братской клятвой.
Будет названный меньшой братец рядом и когда Святогора настигнет его смерть, но об этом в следующей части статьи.
____________________________________________________________________________________
Благодарю Вас за прочтение!