Для всех школьников в выполнении домашнего задания единого подхода нет. Потому что учащиеся их выполняют в разное время, кто как привык с первого класса или по стечению обстоятельств. Для детей начальных классов это примерно 1-1,5 часа, для учеников 4-5 классов отводится 2 часа; 6-8 классники делают уроки за 2,5 часов; 9-11 классы – не более 3,5 часов. Как практика показывает, кто-то сидит за уроками больше, а кто-то меньше времени. Наиболее продуктивное время для «домашки» с 16 до 18 часов.
Если ваш сын или дочка не первый год ходит в школу, допустим, больших успехов пока нет, учится удовлетворительно, то стоит обратить внимание на некоторые моменты, которые могут помочь в освоении наук.
1. Создавайте к учебе ребенка позитивный настрой и хорошее настроение перед выполнением домашней работы. Например расскажите своему чадо смешные истории из своей школьной жизни, об удачах в учебе. И непременно их заканчиваете их со словами:» Как хорошо было тогда! Я бы сейчас училась на «5».
2. Отложите или отдайте близким свой телефон, смартфон, планшет на время подготовки уроков. Они нагружают внимание. У многих детей причина неуспеваемости – долго засиживаются за компьютером, гаджетами. Дети технологической элиты США лишены компьютера, всяких устройств. По мнению их родителей, умные гаджеты приводят к дебильности, деградируют сознание, приводят к расстройствам. Оптимальный вариант в такой ситуации, соблюдать возрастные ограничения по времени. Чтобы это происходило безболезненно можно придумать ритуал для ребенка. Постепенно школьник привыкнет к этому распорядку. Не сразу, а переходите плавно. Устройствами он может пользоваться после выполнения домашних работ, но не в ущерб сну, а сон должен быть не позднее 22 часов.
3. Для хорошей успеваемости более выигрышный вариант – это сидеть в классе на первых рядах, чем на задних, например, при большом количестве учащихся. Потому что интеллектуальная связь ребенка с учителем высокая и больше концентрированности, понимается лучше. Нет впереди отвлекающих детей.
4. Желательно иметь сильного партнера по учебе, сидеть с ним за одной партой. Если ваш мальчик силен по математике, но слабоват по русскому языку, то ему лучше сотрудничать с лингвистом-гуманитарием. Они могут договориться о взаимовыручке друг другу в подготовке контрольных, тестировании, а также в усвоении сложных тем. Это будет деловое партнерство. Стоит подумать над этой схемой, возможно ли это при ваших условиях.
5. После школьной нагрузки детскому организму требуется активный отдых, занятия спортом на свежем воздухе не менее 2 часов. Это очень важно для мозга, для его плодотворной работы. И лишь после физического отдыха приступайте к «домашке». Вы сами убедитесь, результат будет намного лучше, чем раньше, а именно,
- забудутся негативные ситуации в школе, плохие оценки;
- школьник почувствует себя сильнее и крепче морально;
- будет легче смотреть на свои недостатки и ошибки, не напрягаясь.
- повысится активность в делах и стрессоустойчивость.
6. Начинаете делать домашние уроки с любимого предмета или с того, который вам нравится. Выполнив задание по нему, школьник получит позитивный настрой на работу с другой, более сложной дисциплиной. Задание на дом дети выполняют самостоятельно, а родители направляют позитивно. Например,
- я была уверена, что ты справишься;
- мне нравится, когда я вижу, как ты стараешься, добиваешься своего;
- очень хорошо, что ты не сник перед трудностями, а шел и шел к победе.
7. Некоторым учащимся на занятиях в школе трудно собраться, быть внимательным, концентрироваться при объяснениях учителя. Такие дети мыслями уходят далеко, сами порой не замечая. Если такое случается, то можно применить простой способ. Как только излагается новая тема, ученик мысленно повторяет за учителем, хорошо улавливает слова и мысли, так легче фокусироваться. Это немного напрягает, но и отвлечься не дает. Попробуйте, может быть это необходимый прием для вашего сына или дочки.
8. Развитие высоких технологий привели к тому, что у ребятни мало живого общения. И в итоге плохо рассказывают на уроках русского языка и литературы, истории, обществознания, экономики и другими предметами. Не любят читать. Хорошо бы, если родители с детьми взяли привычку читать вместе вечерами. Из-за вышеизложенных причин страдает успеваемость. Есть простой способ улучшить свою лексику и связный рассказ. Метод заключается в следующем.
Включите телевизор или компьютер когда начинаются Новости. Следуя рассказу диктора, повторяете за ним ленту новостей точь в точь. Главное – уловить смысл предложения. С первого раза не получится, где-то отрывками или только отдельные фразы звучат, но постепенно улучшится ваша речь, сами это заметите. Если у журналиста не быстрый рассказ, то тем более легче повторять за ним, ищите не скоростной темп словоизлияния. Можете использовать аудиозаписи и говорите вслух, это тоже помогает. У этого инструмента много плюсов,
- обогатится словарный запас, станете эрудированным;
- научитесь правильно ставить ударения;
- правильно произносите гласные и согласные буквы;
- выработаете хорошую дикцию.
Таким образом, сидя у экрана, уделив на это 10-15 минут, вы ощутите позитивные сдвиги через 1-1,5 месяца. В этих упражнениях соблюдаете регулярность. Наверное, не каждый день, а по вашей возможности получится так. Старшеклассники вполне могут это осилить. Особенно тем ребятам полезен совместный рассказ, которые боятся выходить к доске, публичных выступлений. После тренировок они будут чувствовать себя уверенно, страх куда-то исчезает, повысятся оценки по гуманитарным циклам.
9. Не только спокойный климат в семье важен в успеваемости вашего мальчика или девочки, но и атмосфера в классном коллективе играет роль. В этих целях расспрашиваете у своего чадо какие дети учатся вместе с ним, какие интересы у них, и о многом другом. Узнавая об этих вещах, отзываетесь об одноклассниках в позитиве и одобрительно. Учите своего школьника ассертивности – дружелюбию с другими учениками во избежание травли и других негативных моментов. При благоприятных взаимодействиях с одноклассниками ваш любимец может обращаться за помощью к другим детям, например, по сложным для него предметам. С классного коллектива начинается умение работать в команде, ученический класс ведь это команда. Уживаться в маленьком сообществе, общаться, строить планы – помогают будущим взрослым иметь хорошие черты. Поразмышляйте вместе с ребенком на эту тему, узнаете его мнение.
Конкуренция в рыночных отношениях – экономический параметр, который устанавливает культуру индивидуализма. В детском коллективе это проявляется в разобщенности, формируются группировки, и в конечном счете приводит к буллингу, противостоянию. Классный коллектив необходимо воспитывать, насаждая духовно-нравственный ценности. Только тогда откроются пути развития вашего школьника.
10. При присутствии детей нельзя говорить о преподавателях плохо. После негативных высказываний в адрес учителя ваш ребенок не будет его уважать, не учится старательно по его предмету с вашей подачи. В результате – низкие показатели. Научите уважать старших. Мы все ходили в школу, знаем, что и как. Но преподаватель – специалист по образованию.
Мнения ученых по подготовке домашнего задания разные. Один из них Харрис Купер профессор психологии и нейробиолог Университета Дьюка, руководитель исследований эффективности домашних заданий не нашел никаких доказательств того, что успеваемость детей зависит от выполнения заданий на дом. Он провел глубокое исследование с 1989 года по 2003 год. Харрис Купер изобрел «правила 10 минут» выполнения домашних заданий, кратное десяти в соответствии с классом. Для первого класса – 10 минут, в то время как четверокласснику – за 40. Старшие классы могут справляться с «домашкой» с 1,5 до 2.5 часов в день. Сверх этих рамок пользы не будет. Школа, по его мнению, порождает страсть к обучению, а домашние задания оказывают давление на ученика и могут привести к конфликтам, снижают мотивацию к учебе. Есть и противоположный взгляд по этому поводу.
Ученые эксперты по образованию подчеркивают, что грамотно подобранные домашние задания
- развивают самостоятельность;
- дают веру в свои способности;
- учат преодолевать трудности, а не уклоняться от них;
- развивают трудолюбие и ответственность.
Мне кажется, при отмене домашних заданий, дети еще больше будут засиживаться за компьютером. Ведь не все родители могут проконтролировать это, заняты на работе. 70-85 % родителей считают количество домашних заданий «обоснованным».
На успеваемость вашего ребенка влияют не только задания на дом, но и мотивация к учебе.
Кэрол Дуэк из университета Стэнфорда изучает мотивацию. Она утверждает, что дети «с установкой на рост» (те, кто считает, что способности можно развивать), подходят к обучению совсем иначе, нежели дети с фиксированным мышлением, которые верят, что способности не меняются. Дети с установкой на рост считают, что старательность – ключ к успеху. Они учатся на своих ошибках, упорствуют даже при неудачах, предпочитают сложные задачи, старательнее учатся в школе, чем их сверстники с фиксированным мышлением.
Учитывая вышеизложенные аспекты, исходите из особенностей и желания вашего школьника.