В 70% случаев диагноз «колоректальный рак» в России ставится уже на четвертой стадии, когда метастазы появляются в других органах. Многие пациенты ощущают странные симптомы, но либо не обращаются к врачу, либо не проходят обследования до конца. Болезни «ниже пояса» редко обсуждают вслух, но говорить о них важно: заболеваемость раком прямой кишки растет с каждым годом. Заведующий абдоминальным отделением Петербургского онкоцентра Икрам Алиев рассказал о признаках заболевания и современных методах лечения.
Что такое колоректальный рак?
— Понятие объединяет несколько злокачественных опухолей, которые развиваются в тканях толстой кишки (слепая кишка, ободочная кишка, прямая кишка и анус). Это распространенное заболевание, которое, по статистике, встречается у 20 человек на 100 тысяч населения. Это очень серьезный показатель, который растет из года в год. Причин несколько, большинство упирается в особенности современного образа жизни – малоподвижность, употребление в пищу полуфабрикатов неизвестно какой давности и неизвестно с какими консервантами.
Смертность от колоректального рака очень высока: из 20 человек 13 погибает! Этому способствует низкая осведомленность о первых признаках болезни и вообще низкий уровень медицинской культуры у россиян, при которой диагностику проводят с целью профилактики, а не выяснения причин. Современная диагностика очень информативна, но к ней прибегают единицы. Проблемой также может быть и позднее обращение за медицинской помощью. В России в 70% случаев диагноз колоректальный рак ставится уже на четвертой стадии, когда процесс носит распространенный характер, то есть в других органах появились метастазы.
Почему больные поздно обращаются за помощью?
— Коварство колоректального рака в отсутствии явных симптомов. Если опухоль развивается в толстой и прямой кишке, то есть ближе к выходному отделу, начинаются кровотечения, на которые человек обращает внимание. Но если опухоль располагается в верхних отделах (в нисходящей, поперечной ободочной кишке), то кровотечение не настолько заметно и не вызывает беспокойства.
Какие симптомы характерны для колоректального рака?
— Кровь в кале или кровотечения являются основанием для посещения врача. Это может оказаться небольших размеров опухоль, без отдаленных метастазов, когда у пациента есть высокие шансы на полное излечение.
Любой человек привыкает к определенному ритму жизни: например, с утра он встает, выпивает воду, появляется позыв к дефекации, он идет опорожнять кишечник, и после этого занимается своими делами. Помимо кровотечения, пациенты обращают внимание на изменение привычного ритма. Например, человек сходил в туалет, но не получил того удовлетворения после опорожнения кишечника, которое у него обычно было. Еще один тревожный сигнал – учащение стула до трех-четырех раз в день и сохранение симптоматики в течение нескольких дней. Похожие симптомы может вызвать употребление некачественных продуктов, но при колоректальном раке помимо кровотечений могут быть выделения в виде слизи. Все это является поводом к немедленному обращению к врачу.
Если опухоль располагается в левой половине толстой кишки, то имеется особенность в симптоматике – у пациентов нарушается чувство покоя и приемы пищи сопровождаются вздутием, урчанием, которых раньше не было.
Если говорить про опухоли с правого фланга, то там немного другая картина. Для таких случаев характерна бледность кожных покровов, что означает снижение гемоглобина, то есть у пациента анемия. Тогда начинается поиск причины, и эффективность процесса зависит от того, к какому врачу попадает пациент. Если у доктора есть онкологическая настороженность, то в первую очередь исключаются опухоли толстой кишки, потому что именно они чаще всего являются причиной анемии. Опухоли правого фланга также могут вызывать диспепсические явления (диарея, вздутие, кишечные шумы). И последний, самый неблагоприятный вариант – когда пациент самостоятельно нащупывает в животе новообразование. В таком случае мы имеем дело с местно распространенной опухолью.
Как сегодня лечится колоректальный рак?
— Чем больше мы знаем об этом заболевании и о биологии опухоли, тем больше диапазон возможностей лечения. Например, несколько лет назад все опухоли толстой кишки для нас были абсолютно одинаковыми, и все, что мы могли сделать, – это хирургическим путем удалить часть толстой кишки. Но сегодня возможности генетического, молекулярного, иммуногистохимического исследований позволяют начать лечение с лекарственной терапии. Раньше это невозможно было даже себе представить, а сегодня мы регулярно это практикуем, и чем дальше, тем больше таких пациентов. Это то, что касается рака ободочной кишки. В случаях с пациентами с микросателлитной нестабильностью появляется шанс на радикальное лечение. Мы хотим применять иммунотерапию, затем выполнять операции и оценивать степень регресса опухоли. Для этого проводим специальные исследования, чтобы попробовать избежать хирургического лечения. Пока я не могу сказать, что у нас есть хорошие примеры, но думаю, через год-два, они будут! Уже сейчас есть пациенты с опухолями ободочной кишки, у которых опухоль значимо уменьшается. Вот такие результаты.
Если говорить об опухоли прямой кишки, то здесь тоже диапазон методов, которые мы на сегодняшний день используем, становится все больше и больше. Раньше пациента с местно-распространенной опухолью прямой кишки подвергали лучевой терапии. Лучевая терапия при раке прямой кишки может быть пролонгированная, то есть пациент получает небольшую дозу облучения ежедневно в течение, например, 35 дней, а затем мы отпускаем его восстанавливаться. Спустя 6-8 недель он опять приходит к нам, и мы сравниваем результат и определяем возможность сохранения сфинктера (заднего прохода), потому что это один из самых важных вопросов при заболеваниях прямой кишки. Наступает этап хирургического лечения, мы определяем вид вмешательства. Сегодня применяем как традиционную хирургию, так и малоинвазивные методы – лапароскопию, например, потому что помимо излечения пациенту важно качество жизни, косметический эффект.