В числе самых плодовитых зодчих Петербурга Василий Васильевич Шауб, безусловно, занимает одно из первых мест. За три десятилетия активной работы, он построил в городе более 70 различных зданий, львиная доля которых – доходные дома. Вполне естественно, что при таком потоке заказов и при таком разнообразии заказчиков, Василий Васильевич делал проекты в самой разной стилистике. Но доминантой его творческой активности, в силу времени, обстоятельств и личных пристрастий, конечно был модерн. Впрочем и он, как известно, бывает разный. И даже очень…
Вообще, когда говорят о модерне, сразу вспоминают очень характерный для стиля декор. Хотя, на самом деле, модерн это, в первую очередь, свободное и максимально функциональное использование различных объемов, каждый из которых должен полностью отвечать своему предназначению. Доходный дом, построенный Шаубом в 1912-м на углу Саблинской и Малой Белозерской улиц, точно следует такому весьма практичному походу, а вот привычного модного декора он как раз лишен почти совсем.
В то время выглядело все это необычно, даже для видавшего виды Петербурга. Семиэтажная башня со странноватыми изломами и эркерами. Два разновеликих пятиэтажных «крыла» отодвинутые от красной линии улиц и образующих г-образный профиль здания.
Открытый двор… Парадные лестницы совмещены с черными в один объем, но имеют разную форму.
При этом, сами черные лестницы даже язык не поворачиваемся назвать таковыми, поскольку они имеют практически сплошное остекление, да и с парадными разделены размашистыми стеклянными перегородками. Естественного освещения там более чем достаточно. Шауб и ранее использовал такое решение, но тут оно играет ключевую роль.
А вот сами лестничные пролеты, в целях экономии полезной площади, сделаны очень тесными и для особых декоративных изысков места практически нет.
Здесь все не просто функционально, а максимально функционально.
Глядя на этот вариант модерна, невольно приходят на ум эксперименты конструктивизма, до которых еще было далековато… Хотя Василий Васильевич, с его опытом и практикой, к «веяниям времени» был очень чуток…
Безусловно, к этому времени мода на модерн в Петербурге практически сошла на нет, а в профессиональных кругах столицы во всю кипела активная дискуссия о «честной» архитектуре. Соответственно менялся и сам стиль, отражая главные выводы из этих дискуссий. По части «рациональности» Шауб и до этого сделал довольно много, варьируя различные варианты, но, как правило, декорируя такие планировочные решения вполне привычным образом. Более смелый шаг требовал более смелого заказчика. И таковой, в конечном счете, нашелся…
В 1911-м участок на Саблинской под доходную застройку приобрел Семен Федорович Френкель. Сейчас Семена Федоровича назвали бы «спекулянтом недвижимостью» и это современное определение было бы не особенно далеко от истины. Он занимался строительством и перепродажей доходных домов владея одновременно, как правило, 6-7 объектами. Строить и продавать он старался быстро, хотя порою новый дом мог «зависнуть» на пару лет и приносить доход владельцу просто от сдачи квартир в наем, прежде чем он найдет «адекватного» покупателя. Иногда Френкель использовал в своем бизнесе сложные многоходовые схемы и об одной из них я как-то писал, но в данном случае все было гораздо проще…
Приглашение Семеном Федоровичем именно Шауба в качестве архитектора для реализации нового проекта выглядело вполне понятным. Они уже имели опыт сотрудничества, пусть и в вопросах перестройки старой недвижимости. А если посмотреть внимательно, то и согласие заказчика на весьма радикальные предложения Шауба имеет свое возможное объяснение. Дело в том, что Френкель, судя по всему, был отнюдь не чужд смелых и рискованных экспериментов. Достаточно вспомнить интересный и необычный проект дома «в стиле старой Европы» на Таврической улице построенный Дмитрием Андреевичем Крыжановским по заказу Семена Федоровича. Вполне возможно, что такой «архитектурный эпатаж» был проверенной стратегией Френкеля на рынке, который он знал очень хорошо. Шауб, в свою очередь, прекрасно знал кому предложить рискованный ход. Интересно, что в 1912-м Василий Васильевич построил для Семена Федоровича еще один доходный дом, который был в русле уже наработанной «функциональности», но внешне имел довольно обычные для столичного модерна пропорции. Вообще столь смелых и радикальных проектов Шауб себе белее не позволял.
В конечном итоге, яркий образец функционального модерна авторства Василия Васильевича принадлежал заказчику ровно два года. Он продал его в 1914-м присяжному поверенному Петербургского окружного суда, титулярному советнику Артуру Самуиловичу Штамму, который и владел домом вплоть до самой революции. А вот сам «смелый экспериментатор» Френкель в 1917-м вообще не имел недвижимого имущества и жил в съемной квартире на Петроградской стороне.
Такая вот история.