Акцентуации - чрезмерно усиленные отдельные черты характера, определяющие стереотипы поведения человека в тех или иных ситуациях, но не являющиеся проявлением психопатологии личности.
Ориентируясь на клинические аналогии, А.Е. Личко были выделены следующие типы акцентуаций:
1. Гипертимная. Характеризуется постоянно приподнятым настроением, повышенной психической активностью с тенденцией не доводить дело до конца, стремлением к неформальному лидерству, непереносимостью одиночества, определенного режима, дисциплины, однообразия, вынужденного безделья, неспособность к монотонному труду, требующему аккуратности и повышенной сосредоточенности.
2. Циклоидная. Отличительной чертой данной акцентуации является циклотимия- чередование фаз хорошего и плохого настроения, что сопровождается упадком сил, вялостью, падением продуктивности, отказом от прежде привлекательных компаний, жалобами на скуку, уничижительными мыслями о собственной никчемности, трудностями засыпания и разбитостью по утрам.
3. Меланхолическая (дистимная). Выделяется склонностью к субдепрессиям с падением работоспособности, утратой интересов, неспособностью получать удовольствие от жизни, пессимизмом, избеганием людных мест, непереносимостью изменений в жизненном укладе (переезд, смена учебного заведения и т.п.).
4. Лабильная. Отличается выраженной эмоциональностью, резкими сменами настроения даже по самым незначительным поводам, что имеет отражение во сне, аппетите, работоспособности, общении с тяжелым реагированием на утрату, отвержение со стороны значимых лиц, разлуку.
5. Астеническая (астеноневротическая). Формируется у лиц с признаками невропатии в детстве и проявляется быстрой утомляемостью, раздражительностью, тенденцией к невротическим и депрессивно-ипохондрическим состояниям, малой общительностью, замкнутостью, осознанием своей несостоятельности (в силу психо-физической слабости) в реализации планов и желаний.
6. Сенситивная. Типична для "домашних" детей, отличающихся повышенной пугливостью, впечатлительностью, робостью, застенчивостью, трудностями адаптации в школе, обостренным чувством собственной неполноценности в физическом и моральном плане, невозможностью переносить критику со стороны.
7. Психастеническая. Проявляется еще в начальных классах школы у робких, застенчивых детей с "интеллектуальными" интересами. Характеризуется также повышенной тревожностью, мнительностью, опасениями за будущее, склонностью к самоанализу, постоянным сомнениями и рассуждательству, тенденцией к формированию навязчивых ритуалов для снижения тревожности в ситуациях повышенной ответственности за себя и за других.
8. Шизоидная (аутистическая). Характеризуется отгороженностью, замкнутостью, эмоциональной холодностью, неспособностью к сопереживанию в сочетании с повышенной чувствительностью, неразвитой интуицией, трудностями в установлении неформальных контактов, погруженностью в мир собственных фантазий и сверхценных идей, отличающихся своеобразием, непонятностью окружающими, как проявление истинной парадоксальности мышления.
9. Паранойяльная (застревающая). Отличается чрезмерной подозрительностью и обидчивостью, стойкостью отрицательного аффекта, стремлением к доминированию, неприятием чужого мнения и повышенной конфликтностью (особенно в ситуациях, воспринимаемых как нарушающие личные интересы или права).
10. Эпилептоидная. Выделяется уже с раннего возраста и характеризуется склонностью к злобно-тоскливому настроению с нарастающим раздражением, накоплением гнева и агрессии, скрываемые под маской льстивости , и поиском более слабого объекта, на котором можно было бы сорвать злость. Также наблюдаются конфликтность, вязкость, чрезмерная педантичность, замедленный темп психических процессов, пароксизмальные вспышки ярости, являющиеся результатом накопившегося аффекта.
11. Истероидная. С раннего детства выделяется беспредельным эгоизмом с выраженной склонностью к вытеснению неприятных фактов, лживостью, фантазированию и притворству, используемые для привлечения к себе внимания, провоцирования восхищения, удивления, почитания или сочувствия. Такие дети авантюристичны и тщеславны, завистливы к успехам окружающих, склонны к позерству и рисовке, поверхностны в эмоциональном плане с наигранным переживанием.
12. Неустойчивая. Формируется у непоседливых, любопытных, трусливых и слабовольных детей, склонных попадать под чужое влияние, искать приключения и простые удовольствия в жизни. Они стремятся к развлечениям и праздному образу жизни, не способны придерживаться дисциплины, часто "скатываются" в зависимости под чужим влиянием. Требуют жесткий контроль за поведением и суровый режим, заставляющие неустойчивых личностей смиряться и работать.
13. Конформная. Закладывается у "удобных", беспроблемных детей и отличается повышенной подчиняемостью и внушаемостью, зависимостью от окружения, некритичностью и безынициативностью, стремлением думать и делать, "как все". Не способны иметь и отстаивать свою точку зрения, т.к. боятся потерять расположение своей социальной группы.
14. Смешанная. Сочетает в себе черты различных типов и представляет почти половину случаев явных акцентуаций.