Государство Древнего Китая долгое время находился практически в заточении: с одной стороны (на Юго-Западе) его обступали Гималаи и нагорье Тибета, с другой — растекалась непроходимая пустыня Гоби и безлюдные степи Монголии. Выход имелся только на Север, к Вьетнаму, Индокитаю, Маньчжурии и Корее.
Благодаря такой природной изоляции, философия Древнего Китая развивалась самостоятельно, опираясь на собственные представления местных философов о мире и взаимодействии человека с каждым элементом природы.
Особенности древнекитайской философии и главные ее постулаты
Несмотря на свою удаленность ото всего остального мира, закрытость границ и невозможности проникновения какой-либо инородной философской мысли, а значит и ее влияния на местные идеи и верования, кое-что, схожее со славянской и другими восточными мыслями, в Китае имелось.
Среди основных постулатов философской мысли Древнего Китая, имеется уже знакомое нам триединство человека, неба и земли, а также несколько важных истин:
• почитание предков — важнейшая задача каждого человека. Китайцы были уверены, что духи умерших членов семей не покидают их, а продолжают способствовать своим родственникам во всех делах, заботиться обо всех, кто остался на земле;
• взаимодействие двух противоположностей, женской (инь или земля) и мужской (ян или небо), которые возродили всю Вселенную из хаоса и теперь объединяются в энергию Ци, чтобы каждый день создавать гармонию;
• единство всего: человека и природы, внутреннего и внешнего, физиология и психика. Для философов Древнего Китая гораздо важнее единство, чем каждая отдельная часть от целого. Только вместе они составляют что-то важное, значащее, настоящее;
• опора на традиции, обычаи, историю и наработки предыдущих поколений.
Древнекитайская философия основывается на интуитивности во всем. Поскольку одной из главных мыслей было именно единство, то постичь, понять и расшифровать его можно только посредством интуиции.
Древнекитайские философские школы
В восточной стране, изолированной ото всего внешнего мира природными силами, развилось сразу несколько философских течений и школ. И хоть основная мысль у них прослеживалась общая, некоторые различия все-таки имелись.
Так, например, одно из самых известных направлений философской мысли Древнего Китая — конфуцианство. Школа была основана и названа в честь великого философа Конфуция, который во главу всего сущего ставил человека и человеколюбие. Немаловажным он и его последователи тогда и сейчас считают соблюдение традиций, ритуалов, правил поведения.
При этом он, одним из первых, озвучил идею того, что запреты, наказания и прочие, требующие повиновения, внешние “мотивации” не дадут нужного эффекта. А, скорее, будут побуждать нарушить, пересечь их. Поэтому вполне обоснованно полагал, что правильное правление и воспитание возможно только собственным примером.
Вторая известнейшая древнекитайская философская школа известна под названием даосизм. В основе его лежит идея пути (дао) — всеобщего начала и всеобщего конца. Главная мысль учения заключается в естественности, в том, что наша вселенная — уже изначально гармонична, а значит все, из чего она складывается — тоже гармонично, естественно и правильно.
Есть еще два философских течения, о которых, возможно, кто-то когда-то слышал. Они не внесли какой-то экстраординарной или новой мысли, однако упомянуть о них тоже стоит:
• легизм — учение, основанное на тотальном контроле, порядке и выполнении определенных правил;
• моизм — взаимодействие, равенство людей, когда один не стремится быть лучше всех и идти к цели “по головам”, но всячески способствует окружающим достигнуть всех благ.
Большинство философских идей Древнего Китая легли в основу нашего цигуна, который объединяет в себе несколько направлений, работающих над самыми разнообразными сферами жизни человека. А также над тесной взаимосвязью человека и природы, человека и рода, внешнего и внутреннего, самоконтроля и здорового альтруизма.