Найти тему
По чужим следам 2.0

Пчёлы - это больно

Как я могла про них забыть?

Ведь это же такая большая орава голов в моем хозяйстве. По некоторым данным, в одной семье может единовременно находиться до 100 тысяч насекомых! А у нас было таких семей аж пять одно время!

Вот, память то... то ли девичья, то ли моразм уже начинается...

Мы купили пчел, когда уже постоянно на даче жили. Инициатором была бабушка.

Она любит мёд. Не пчёл! И ей казалось, что пчёлы - это просто и дёшево. Будет много сладкой пчелиной рыгачки и мало трат.

Ага...

Дед ее поддержал. Тот еще авантюрист.

Мы тоже.

Я просто из интереса, а муж мой тоже сладкоежка страшный, в мать.

Пчёлы - не самое дешёвое предприятие, как оказалось. Один отводок может стоить 5 тысяч (если с рук брать), но это только за пчёл деньги, без всяких домиков.

В руках не понесешь, понятно. Делают специальные ящики, ссыпают туда насекомых и продают.

Нам повезло. Мы купили пчёл сразу в ульях. Два домика. Старых и потрёпаных, но это все равно сильно облегчило процесс переезда.

Внутри были рамки с сотами и расплодом, семьи не пришлось мучать, пересаживать, рисковать. Потому что задавить кого-нибудь важного со слепья или незнания можно запросто.

В общем, взяли мы у какого-то деда две крепкие пчелиные семьи и понеслась...

-2

Кастюмы, дымари, рамки, вощины0, медогонки, кормушки, поилки, витамины, воскотопки, омшаники и книги... чтобы хоть приблизительно понимать, что там к чему....

Трат на этих пчёл оказалось еще в такую же сумму, если не больше, что мы на самих пчёл потратили. А мёда с них мы так и не увидели.

Потому что дед наш оказался слеповат. Муж боялся быть ужаленым, а я...

Я старалась делать все по книгам, но меня, конечно же, никто не слушал. Каждый делал то, что хотел, когда хотел и как хотел.

Сказывались недостаток знаний, опыта, внимая и зрения.

-3

Пчёлы роились и разлетались, мы их ловили и возвращали обратно, в авральном режиме строили новые ульи, наващивали новые рамки.

Однажды, и это был очень странный летний денёк, у нас начал роиться один из ульев. Чёрная туча метающихся туда сюда жужжащих тварей быстро заполняла все пространство вокруг. Где-то на горизонте гремело, на небо наползала чёрная пречёрная туча, надвигалась гроза, а они полезли.

Куда?

Вылезли и, не прививаясь негде, как обычно, маханули прямым ходом в лес. Мы за ними. Через буираки, овраги и валежник, ломая ноги и рискуя выколоть глаза.

Они привились в лесу на тонкой осине, на высоте 6 метров над канавой с водой.

Лучше места придумать нельзя!

Мужу пришлось идти за лестницей, чтобы их достать. Кое-как установив лестницу на мягкий берег канавы, уперев ее в тонкий гнущийся ствол, он забрался наверх, с большим ведром наперевес, и стал смахивать их со ствола в ведро. Вот, как ягоды облипихи с ветки. Просто голой рукой.

Кто-то падал в ведро, кто-то предпочитал из него вылетать. Некоторые пытались жалить, вызывая гневные вскрики и отборный мат в ответ.

Важно было стряхнуть в ведро матку. Но как ее найдешь в этой шевелящейся холодной куче крыльев и лап?

Чистый рандом.

Едва мы притащили ведро с пчелами обратно на участок, началась буря. Именно буря. Гремело, лило и полоскало так, что деревья гнуло к земле. И продолжалось это больше часа.

А потом выглянуло солнце и...

...все пространство вокруг заполнилось чёрными жужжащими тварями.

С того же самого улья сошел ещё один рой! 🧐

-4

Однажды, во время ревизии улья, пчела как-то пробралась ко мне под сетку и ужалила в шею. Мой параноик муж начал колотить мне гроб (шутка). У него началась паника, он готов был уже везти меня в реанимацию.

Но у меня нет аллергии на пчелиный яд. Мой организм спокойно переварил его и всё прошло. Быть может, чесалось долго и сильно в этом месте, не более. Даже не опухло.

И, вот, после этого приключения, мы пеезжаем в деревню и берем с собой один улей.

Ночью, когда пчёлы спят, мы закрыли все входы и выходы, замотали улей в целофан, погрузили в машину и поехали.

Спереди две собаки, на заднем седенье дети, на крыше клетка с гусями, в багажнике, прямо за спиной, ящик с недовольными кусачими тварями. Ни одна не вылезла, слава богу. А то было бы совсем весело.

Поставили мы улей на холме, летком на восток и резко его открыли, отскочив на безопасное расстояние.

Пчёлы вылезли из домика явно невольные жарой и тряской, что им устроили. Но, впрочем, быстро смирились со своей участью и освоились на новом месте.

Но, если на даче был дед, который, хоть и видел плохо, но хотя бы мало мальски знал, что с ними делать, тут, в деревне деда не было. Это была самостоятельная и, как оказалось, крайне неудачная работа.

Пчелы делали чё хотели, только не то, что надо. Тянули маточники, когда не надо, роились вечно не во время и, в целом, занимались какой-то фигней.

-5

Я маточники вырезала каждые две недели, но они все равно где-то умудрились вырастить новую матку, а старая сошла, забрав с собой половину улья. Причем, сделали они это в конце лета уже.

И снова, нигде не привившись, они ломанулись в лес.

Только лес в этот раз был далеко, за полем. Они летели, я бежала следом, теряя тапки, повесив на плечо язык. Они летели быстрее, чем я могла бежать, но на открытом пространстве их было видно. И была надежда, что они сядут на какое-нибудь дерево и их можно будет снять.

Но они долетели до лесной полосы и просто растворились среди деревьев.

Я долго ходила по лесу, прислушивалась, присматривалась. Но так их и не нашла.

Единственный наш улей оказался сильно ослабленным перед зимовкой. И набирать сил ему уже не было времени.

Несмотря на то, что мы убирали их на зиму в темное сухое помещение, и они даже дожили до весны. Весной этот улей вымер.

Пару раз муж ловил пчёл в лесу на ловушки, но и у них не получалось нормально перезимовать, сохранив матку. То ли старые были матки, то ли слабые семьи. Но из раза в раз, пчелы выходили из зимовки живыми, но через месяц улей оказывался пустым.

Я плюнула. Руки опустились. Сказала: "Больше никогда!"

А муж всё еще лилиял надежду развести данную живность.

Он поместил ульи с рамками на чердак, выпустив леток наружу и стал ждать гостей.

И дождался! Аж, дважды!

Каждое лето, разведав, что тут есть жилье, в его улей прилетали чьи-то чужие рои пчёл. Жили, носили мед всё лето, готовились к зиме.

Муж, считая подход невмешательства более удобным и верным, не часто к ним лазил. Можно сказать, что не лазил вовсе. У них не брали ничего, но ничего им и не давали.

Дикорос.

Но и даже такой подход не сделал ситуацию лучше.

Пчелы, с полностью забитыми мёдом рамками, без травмирования и стресса, находясь в темном сухом помещении, все равно погибали по весне.

В позатом году муж, наигравшись в пчеловода до отрыжки, закрыл леток, чтобы они больше не прилетали. Так наша эпопея с пчёлами закончилась.

Мёд в итоге мы конечно поели. Но дешевле и проще его было бы купить на рынке, чем устраивать вот такой треш.