Найти тему
СОТКА НЕ ПРЕДЕЛ

Кейс на подготовку к ЕГЭ по физике И.

ЕГЭ по физике
ЕГЭ по физике

Почти 5 лет назад, когда я еще работал на ассоциацию репетиторов, поступила заявка на обучение. Чтобы не разглашать личные данные, назовем его И.. Это было в конце декабря, примерно в двадцатых числах. Я позвонил клиенту, заказчиком была его мама. Мы договорились о первом пробном занятии. Первое занятие было назначено на 27 декабря. Помню точно, потому что 28 уехал отдыхать на Новый год.

В назначенное время приехал, меня встретил И.. Его мама еще по телефону сказала, что хочет, чтобы ее сын успешно сдал ЕГЭ по физике, что учится он в 11 классе, хочет поступить в МГТУ им. Н.Э. Баумана и что сейчас с физикой у него нормально. Первое занятие обычно нужно для того, чтобы определить текущий уровень знаний, заинтересованность ребенка в обучении, его мотивации, его возможности. Этот раз исключением не стал. Я достал стандартный тест ЕГЭ по физике, чтобы И. его прорешал. Через 10 минут тест был у меня. Некоторые номера И. сделал, но все было не правильно. Для моей практики это был первый случай – не было ни одного верного номера.

Однако И. был веселый и на позитиве. Я спросил его, почему он такой веселый? Он ответил, что верит в то, что все успешно сдаст, и приложит к этому все усилия. Мотивация ученика была видна невооруженным взглядом. После теста, независимо от его результатов, я объясняю ученику ошибки. Это нужно для того, чтобы я понял, насколько быстро ученик понимает тему, комфортно ли ему со мной заниматься, реально ли наладить контакт. Ученику тоже необходимо понять, будет ли ему комфортно со мной работать. Ведь обучение – это работа  двух людей – учителя и ученика. Преподаватель должен приложить максимум усилий для достижения наилучшего результата – правильно подобрать методику, задания, их количество. Учащийся же должен не лениться, стараться на занятиях и при выполнении домашних заданий.

Объяснение тем И. прошло прекрасно. Ученик показал огромную скорость усвоения информации, я понял, что научить его всему в короткий срок получится. Складывалось ощущение, что физику ему просто не преподавали. Как выяснилось позднее, их учительница, которая вела у них физику с 8 класса, практически все время просто дремала на уроке, пока один из учеников читал параграф из учебника. Поэтому можно сказать, что их не учили.

Контакт был налажен – уже на первом занятии – это нормальная практика. Бывают, конечно, исключения, когда для этого требуется 2-3 занятия. Но если и после этого контакта нет – его и не будет. Преподаватель помимо того, что должен быть грамотным учителем, должен еще быть неплохим психологом и разбираться в людях. Без налаженного контакта нет той взаимосвязи, которая позволит ученику быстро учиться. Дело в том, что ребенок не будет учиться у того, кому не доверяет и не уважает. А доверие и уважение силой не получишь. Опытный педагог может найти подход практически к любому ребенку.

И. показал хороший результат обучаемости, был мотивирован, горел идеей поступить в Бауманку. Я ему объяснил, что для достижения результата в первые два месяца будет 2 двухчасовых занятий в неделю, а, начиная с марта и до экзамена, будет 2 четырехчасовых занятия в неделю. Помимо этого еще будет много домашнего задания. И. на все согласился.

Четырехчасовые занятия нужны для того, чтобы ученик привык усиленно работать все 4 часа экзамена. Для этого в школах делают парные уроки – но даже этого мало. Учащийся привыкает работать полтора часа. А экзамен длится 4 часа. Поэтому необходимо привить мозгу привычку работать 4 часа подряд без перерыва. Да, это очень сложно, но потом такие ученики гораздо успешнее сдают экзамены, чем их товарищи. Можно быть сколько угодно умным и знающим – если привык 2 часа поработать и затем отдыхать – на экзамене будет то же самое. Через 2 часа после начала ученик ничего не сможет нормально решать.

После занятия состоялся разговор с его мамой. Ей я обрисовал ситуацию, подробно рассказал о результатах занятия, предложил план действий. Она согласилась. Ее цель была простой, чтобы И. успешно сдал ЕГЭ по физике и поступил в МГТУ им. Н.Э. Баумана на бюджет. Я объяснил ей, что это реально, при условии, что И. будет стараться и делать домашнюю работу. Она ответила, что проконтролирует процесс обучения. Меня это полностью устраивало – гораздо проще работать, когда родители ученика помогают в этом, а не мешают.

Ученики не всегда осознают, сколько придется заниматься на занятии и самостоятельно, однако И. показал себя молодцом – всегда старательно учился и выполнял домашнюю работу. Одно занятие было в среду, второе в воскресенье. Такой разброс позволяет знаниям лучше уложиться в голове и дает достаточно времени на выполнение домашнего задания. Было несколько случаев, когда он уставал от учебы и не хотел делать домашнюю работу. Тогда мы с ним проговаривали, зачем все это нужно, какова конечная цель. И он снова загорался идеей учиться.

В таких ситуациях нет ничего страшного – все мы иногда устаем. Главное, выйти из этой хандры и дальше идти к своей цели. С этим учеником было все хорошо в этом плане – была цель, мотивация, возможность достижения цели. Не всегда это есть. Когда этого нет – нужно сначала определиться с целью, найти мотивацию, изыскать возможность. И грамотные преподаватели это делают. Лучше потратить одно занятие на такие вещи, чтобы в итоге сэкономить 20 занятий на том, что усвоение материала пойдет гораздо быстрее.

Объяснять физику пришлось с нуля – базы не было никакой. Благо у меня достаточно опыта в решении подобных ситуаций. Может, даже, это было и хорошо, что не было базы – иногда приходится переучивать детей – а это сложнее.

Образовательный процесс шел хорошо. Особых проблем не было, а те, которые были, мы решали самостоятельно.

И вот настал день сдачи ЕГЭ. И. был немного взволнован, но это нормально перед экзаменом. И. сдал его хорошо. В итоге он получил 76 баллов за ЕГЭ по физике и поступил в МГТУ им. Н.Э. Баумана на бюджет.

Я считаю этот результат прекрасным, несмотря на то, что обычно мои ученики сдают в среднем на 85+ баллов. Они обычно учатся 1-2 года со мной. А И. учился всего 5 месяцев, с нулевой базой по физике. Поэтому я считаю, что даже за столь короткий промежуток времени реально сдать хорошо экзамен, если проявить старание, иметь хорошую мотивацию и волю к победе.

Математику, кстати, он сдал на 65 баллов всего, хотя занимался с частным преподавателем уже 5 лет. Про нее он рассказывал, что объясняет она скучно, что в 7 классе ее выбрали родители, а он ничего не решал. Вспомнил про нее, потому что иногда приходилось объяснять некоторые темы из математики, чтобы решать задачи по физике.