Найти тему

Готовимся к сочинению по роману Тургенева

И.С. Тургенев «Отцы и дети». Материал для подготовки к сочинению

Рассмотрим темы сочинений из Открытого банка, которые можно раскрыть, опираясь на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». В статье использованы материалы разработок    А.А. Егоровой и Т.Ю. Угроватовой.

Блок тем 1. Конфликт поколений

· Что может мешать отцам и детям понять друг друга?

· Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы

· Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?

· В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?

· Рождается ли истина в споре поколений?

· «Отцы» и «дети»: соперники или союзники?

· Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?

· Родители и дети: спор или диалог?

· «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?

· Как Вы понимаете выражение «конфликт поколений»?

· Почему «отцы и дети» – вечная тема?

· Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?

· Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?

Безусловно, главная тема романа – проблема «отцов и детей».

«Название тургеневского романа указывает на конфликт поколений, благодаря смене которых происходит развитие общества. При этом старшее поколение чаще всего придерживается консервативных взглядов, а молодежь обычно привержена ку новым идеям времени». (А.А. Егорова)
В романе Тургенева конфликт поколений – идейный, Героев – Базарова и Кирсанова – не связывают родственные отношения.
Рассуждение над темой стоит построить на анализе двух главных эпизодов: словесная дуэль – спор между героями – и настоящая дуэль.
«Любопытно, что словесная дуэль героев более жестка, непримирима. Диалоги, споры занимают много места и времени, порождают множество негативных и разрушительных чувств: непонимание, непримиримость, неуважение, презрение. Словесному спору подчинены все композиционные элементы: портреты героев, история жизни Павла Петровича и ее отсутствие у Базарова, судьбы родственников героев и их собственные судьбы, речь героев. Это сошлись в словесном поединке не конкретные герои, а два мира со своими укладами.
Настоящая же дуэль, при всем драматизме происходящего, не только очеловечивает обоих борцов, но и как бы примиряет их.
Почему же слова оскорбляли противников больше, чем выстрелы? Почему дуэль прошла мирно? Кто победил? Видимо, ответ один: в споре идей победителей не бывает – всех победит время» (Т.Ю. Угроватова)

Стоит обратить внимание на разницу во взглядах героев, объяснить, в чем заключается это различие.

«Если Павел Петрович утверждает незыблемость авторитетов, то Базаров не признает этого, считая, что всякая истина должна подвергаться проверке сомнением. Сословная барская спесь Кирсанова не позволяет ему воспринимать новые общественные явления, относиться к ним с пониманием. Герой-разночинец отнюдь не по-сыновьи относится к старшему поколению, с гордым презрением отрицая все культурные и нравственные ценности прошлого. Он смеётся, видя Николая Петровича, играющего на виолончели, раздражается, когда Аркадий, по его мнению, говорит красиво. Он не принимает деликатной вежливости Николая Петровича и барского высокомерия его брата».  (А.А. Егорова)

Блок тем 2. Родительская любовь

· В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?

· Что может стать основой взаимопонимания между людьми разных поколений?

В романе Тургенева есть и семейный конфликт «отцов и детей» - Николай Петрович и Аркадий.

Николай Петрович – любящий отец, он пытается скрадывать конфликты, мягко направляет Аркадия, поэтому и все сомнения между отцом и сыном быстро разрешаются. Проанализируйте, например, сцену словесного поединка, обратив внимание на реплики Николая Петровича. Перечитайте диалоги между Николаем Петровичем и Аркадием. И самый главный эпизод – встреча Николая Петровича и Аркадия в первой главе.

Блок тем 3. Молодое поколение

· Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?

· Какого человека можно назвать героем своего времени

· Можно ли назвать моё поколение нигилистическим?

· Почему нигилизм свойственен именно молодому поколению?

Во времена Тургенева появился новый тип людей – демократов, нигилистов, отрицающих весь существующий уклад русской жизни. Эти люди увлекались естественными науками, в которых видели четкое и ясное объяснение всех жизненных явлений. Поэтому их взгляды тяготели к материалистическим.

«Нигилизм – это убеждения, жесткие и непреклонные, основанные на отрицании всего предшествующего опыта человеческой мысли, на разрушении традиций и государственных институтов. Как известно, активизируются эти убеждения в переломные эпохи. Философия нигилизма позитивной быть не может, так как отвергает все, не предлагая ничего взамен. Как правило, нигилизм присущ молодежи и быстро проходит» (Т.Ю. Угроватова)

Перечитай внимательно мысли Базарова, подумай, в чем проявляется нигилизм героя.

«Я придерживаюсь отрицательного направления – в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? – тоже в силу ощущения. Это все едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не всякий тебе это скажет, да и я в другой раз тебе этого не скажу».

«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров. — В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем».

«А я тогда буду готов согласиться с вами, – прибавил он вставая, – когда вы представите мне хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания».

Почему же именно молодежи свойственен нигилизм? Обрати внимание на происхождение Базарова, на манеру его речи, на поступки.

«Когда мы слышим первые слова, сказанные Базаровым, мы уже знакомы с деталями его внешности и не ошибаемся: этот герой сознательно подчеркивает в себе черты человека низкого происхождения, плебея. Базаров немногословен, меток, остроумен. Говорит. Когда есть, что сказать или нужно ответить. Часто использует пословицы, поговорки, фразеологизмы. Говоря о себе, он часто употребляет слова с суффиксами в уменьшительно-уничижительном значении, типа «чемоданишко». Он умеет находить правильную интонацию для всех: его понимают и крестьяне, и прислуга, и дети. Его речь всегда зависит от отношения к собеседнику: с Кукшиной он презрительно краток, с Фенечкой – уважителен, с Одинцовой – разговорчив и очень вежлив, с отцом и матерью – сдержанно нежен» (Т.Ю. Угроватова)

Приносит ли нигилизм пользу?

«Нигилист Базаров жаждет настоящей гигантской деятельности, которая бы разрушила весь ненавистный ему уклад жизни. Но никаких созидательных целей герой перед собой не ставит, слишком далеко зайдя в своем отрицании. Вспомним его парадоксальные фразы: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша медного не стоит». Вообще возникает ощущение, что Базаров произносит эти фразы в полемическом задоре, чтобы шокировать своего противника. Создается впечатление, что Базаров пытается убедить прежде всего самого себя в том, что искусство, чувства – это чепуха, «романтизм» Желая показать несостоятельность взглядов героя, Тургенев переносит его в новые условия, заставляя пережить испытание любовью. Возникает ситуация, в которой Базаров вынужден действовать в полном противоречии со своими взглядами». (А.А. Егорова)

«Громадные силы этой могучей, неординарной натуры остались без применения. Узость и ограниченность базаровского нигилизма не дали ему возможности совершить что-то значительное, оставившее след в истории. Кирсановы тоже живут в своем замкнутом мире любви, поэзии, искусства, отгородившись от окружающей действительности с ее социальными проблемами и целями. Их жизнь нельзя назвать состоявшейся». (А.А. Егорова)

«Тургенев заканчивает роман описанием печальной картины сельского кладбища. Но постепенно тон меняется: от тоскливых нот («вид печальный», «деревянные кресты поникли и гниют», «скудная тень») автор возвышает голос до торжественного пафоса; это создается и синтаксическими средствами(однородные придаточные, короткие, четкие бессоюзные предложения), и лексическими(«не касается человек», «не топчет животное», но «одни птицы садятся» у могилы Базарова).  Затем снова скорбная картина описания страданий одиноких старичков. Она подробна, эпична и завершается риторическими вопросами: «Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?» - ведущими нас к философскому выводу о вечной жизни природы.

Писатель как бы говорит нам: мгновенна жизнь человека, смешны его «идейные битвы», но вечна жизнь, и вечна любовь, благодаря которой «держится и движется жизнь» (Т.Ю. Угроватова)

«В эпизоде смерти Базарова Тургенев показывает своего героя человеком стойким, сильным, способным чувствовать и любовь, и красоту, и жалость. Он до последнего мужественно сопротивляется болезни, стараясь щадить убитых горем стариков. Базаров здесь как бы очищается от всего наносного, избавляется от своей самоуверенности, развязности, черствости, нигилизма». (А.А. Егорова)

«Как ни полюбил Тургенев Базарова, как ни старался впоследствии его оправдать, как ни ругал старшее поколение, он не мог не чувствовать, что Россия переломного периода нуждается в конструктивном решении своих проблем, что разрушение губительно для нее и не поможет в разрешении тех острых социальных проблем, которые стояли перед страной накануне реформ» (Т.Ю. Угроватова)

Блок тем 4. Разум и чувства

· Может ли человек, живущий по законам разума, глубоко чувствовать

· Когда разум и чувство борются в человеке?

· Над какими чувствами разум может быть не властен

Базаров – нигилист, то есть человек, отрицающий все нематериальное, все чувства. Он живет законами разума. Анализируя поступки героя, его манеры, речевую характеристику, можно раскрыть темы сочинения, связанные с понятием «Разум и чувство». Герой не верит в дружбу, любовь, однако, встретив умную, независимую женщину, оказывается бессильным перед чувством.

«Тургенев дает нам пять примеров мужских судеб. Они различны, и это нормально: каждый проживает свою жизнь, непохожую на жизнь другого. Для счастья же человеку необходимо слишком много и слишком мало: любовь, семья, дети, материальное благополучие, осознание своей нужности людям. Почему несчастлив Базаров? Не потому ли, что в расцвете своей жизни, когда он наконец выстроил себя в соответствии с собственными представлениями и ни перед кем в жизни не спасовал – ведь для него нет авторитетов, - именно в этот период он встретил женщину, свободно мыслящую, которая не только не пасует перед ним, но и обретает над ним власть, от которой он н может освободиться. И тогда происходит переоценка ценностей, в том числе и самого себя: он оказался слабее женщины. Его вера – нигилизм – не оправдала себя. Так может ли быть счастлив человек, которого отвергли: сначала возлюбленная, а затем сама жизнь, как бы желая отмстить за его отрицание».

Блок тем 5. Дружба

· Чем различаются настоящая дружба и приятельские отношения?

· В чём разница между другом и приятелем?

На примере Аркадия Кирсанова и Базарова можно показать, в чем разница между двумя понятиями «друг» - «приятель». Вряд ли героев связывали крепкие отношения. Скорее, Аркадий в силу возраста и характера стремился подражать Евгению Васильевичу. К тому же Кирсанова нельзя назвать убежденным нигилистом, о чем свидетельствуют, например, его отношения с отцом, к которому он нежно привязан. Аркадий – будущий хозяин, поэтому именно его глазами мы видим, как тяжело крестьяне пережили зиму (сцена описания природы и деревни, в первой главе, когда герои едут в поместье Кирсановых). А Бавзаров, будучи, нигилистом, отрицает сам институт дружбы, поэтому о настоящей дружбе между героями и речи нет.