Приказом Министра обороны Российской Федерации 14 января установлен днем празднования Военно-оркестровой службы. Коллектив Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации поздравляет всех причастных! Здоровья и творческих успехов, силы духа и исполнительского мастерства, которое так собирает, дисциплинирует и вдохновляет солдат на ратные подвиги. Пусть звуки военного духового оркестра проникают в души и сердца слушателей, переполняют их чувством гордости за Отечество и его армию!
Военно-оркестровая служба Вооруженных Сил Российской Федерации является центральным органом военного управления и подчиняется начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первому заместителю Министра обороны Российской Федерации. В разные годы ее возглавляли: С.А.Чернецкий (1924-1949), И.В.Петров (1950-1958), Н.М.Назаров (1958-1976), Н.М.Михайлов (1976-1993), В.В.Афанасьев (1993-2002), В.М.Халилов (2002-2016). В настоящее время должность главного военного дирижера занимает генерал-майор Тимофей Костантинович Маякин.
Знаете ли Вы, что:
1. Истоки зарождения Военно-оркестровой службы в России относятся к рубежу X-XI веков, когда в княжеских дружинах стали применяться музыкальные инструменты для подачи команд и сигналов. Одно из наиболее ранних упоминаний о подобном использовании труб содержится в «Повести временных лет» при описании событий, связанных с осадой Киева печенегами в 968 году.
2. В середине XVI века при правлении царя Ивана IV были сделаны первые шаги в организации военной музыки на государственном уровне, а сигнальная и дозорная службы стали неотъемлемыми обязанностями военных музыкантов.
3. 10 июня 1632 г. указом царя Михаила Федоровича был сформирован первый рейтарский полк, в штатном расписании которого числилось 4 полковых и 11 ротных трубачей.
4. Важной вехой в становлении Военно-оркестровой службы в России принято считать 19 февраля 1711 г. В этот день Петром I был подписан указ о штатах кавалерийских и пехотных полков, в котором предусматривались оркестры в составе одного гобоиста-иностранца и восьми гобоистов-русских. Помимо оркестра в полку было определено иметь 16 барабанщиков, осуществлявших сигнальную службу. Руководили оркестром преимущественно музыканты-иностранцы, имевшие чин унтер-офицера и являвшиеся предшественниками капельмейстеров (должность капельмейстера была введена в оркестрах русской армии в первой половине XVIII века).
5. Большое значение для развития военной музыки в России имела многосторонняя и активная деятельность Н.А.Римского-Корсакова, являвшегося инспектором военно-морских хоров (оркестров) с момента введения этой должности (1873) до ее упразднения (1884). За 11 лет своей работы на этом посту Н.А.Римский-Корсаков не только усовершенствовал составы военных оркестров, но и приложил много сил и энергии в деле подбора и обучения кадров военных музыкантов и капельмейстеров.
6. В период строительства Красной Армии руководящих органов по управлению военными оркестрами, как в центре, так и на местах, еще не существовало. Большая потребность в идеологическом и культурном воспитании личного состава привела к тому, что уже в 1919 г. было создано художественное отделение Агитационно-просветительного отдела Политического управления РВСР, в состав которого входила музыкальная секция, именуемая до марта 1920 г. Музыкальным бюро.
7. В целях более оперативной организации и руководства военными оркестрами РККА 14 января 1921 г. были введены в действие «Положение» и «Штат бюро военных духовых оркестров Красной Армии и Флота при Агитпросветотделе Пура».
8. С 1 декабря 1931 г. руководство военно-оркестровым делом в РККА было передано Управлению боевой подготовки РККА. Инспектор по военно-оркестровому делу РККА стал подчиняться непосредственно начальнику Штаба Управления боевой подготовки РККА.
9. В предвоенный и военный периоды (1939-1945) неоднократно изменялось наименование центрального органа военного управления Военно-оркестровой службы.
10. Инспекция военных оркестров Советской Армии в последующем стала именоваться Военно-оркестровой службой Министерства обороны Союза ССР, Военно-оркестровой службой Министерства обороны Российской Федерации, а с 1997 г. – Военно-оркестровой службой Вооруженных Сил Российской Федерации.
11. Военные музыканты - композиторы и исполнители - внесли огромный вклад не только в отечественную, но и мировую культуру. Так, среди русских композиторов ХIX века было очень много дворян. А самая почетная дворянская профессия - военная. Поэтому в России, как нигде, было много классиков с офицерскими погонами: Д.С. Бортнянский, А.А. Алябьев, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, Ц.А. Кюи, Н.Я. Мясковский и другие.