Найти тему

О елках и спектаклях. Эх, а я не в восторге

Когда я навещаю своих родных в Новосибирске, то стараюсь культурно развлечься вместе с внучкой. Ну а какое самое культурное из доступных развлечений? Правильно - сходить на какой-нибудь спектакль...

И вот тут меня почему-то преследует сплошная невезуха.

Приветствую всех на моем канале! Меня зовут Юлия, я участник программы переселения соотечественников, переехала в Россию из Узбекистана, успешно прошла все этапы и живу в России с 2019 года.

Вместе с мужем пишу книги в жанре альтернативной истории. С ними можно ознакомиться вот здесь: https://www.litres.ru/aleksandr-mihaylovskiy-4334182/?lfrom=418735585

На своем канале делюсь полезными рекомендациями, рассказываю о своем пути переселенца, а также пишу о своих наблюдениях и размышляю о жизни, выкладываю видео и рассказы на разные темы.

Первый раз мы отправились в театр "Глобус". Я давно мечтала побывать в этом театре, о котором читала самые восторженные отзывы.

В фойе "Глобуса"
В фойе "Глобуса"

Я предвкушала удовольствие от просмотра спектакля "Чук и Гек". Увидела афишу - и обрадовалась, сразу купила электронные билеты.

Безумно люблю это произведение. И надеялась, что история про двух мальчишек понравится шестилетней внучке.

Ну и в итоге из всех приятных впечатлений у меня осталось только воспоминание о красивом пирожном в буфете и о самом вестибюле театра, который поистине восхитителен... А между этажами там выставлены прекрасные картины молодых новосибирских художников - мы разглядывали их с большим интересом.

Буфет
Буфет
Выставка картин
Выставка картин
На втором этаже. Иллюминаторы
На втором этаже. Иллюминаторы
На втором этаже
На втором этаже

Спектакль же произвел не очень хорошее впечатление, мягко говоря. Это был даже и не спектакль как таковой, а как бы имитация студии звукозаписи, где парень и девушка изображали при помощи специальных приспособлений разные звуки, а также голоса Чука и Гека, и при этом зачем-то еще производили какое-то действие, кутаясь в шапки, шарфы, вскакивая и мечась.

Выглядело все это очень нелепо. И мне было скучно... Кажется, юным зрителям тоже. Они не столько следили за повествованием, сколько наблюдали за действиями актеров. Тут одно перебивало другое, и это создавало диссонанс. Казалось, все только и ждут того момента, когда можно посмеяться.

В маленьком зале было довольно много свободных мест, и основную публику представляли ученики младших классов с учительницами во главе.

В малом зале
В малом зале

На сцене было всего трое участников: дядька, читающий текст, и двое упомянутых молодых людей. Дядька то и дело делал страшно-смешные гримасы - типа беззвучно показывая участникам звукозаписи, что надо делать. И только в эти моменты в зале раздавался вялый смех.

Я ерзала и спрашивала внучку, интересно ли ей. Она кивала, но мне казалось, что ее тоже все это не особо впечатляет.

Я еле выдержала эти пятьдесят минут, с грустью наблюдая, как испортили произведение Гайдара... Было обидно, что на этот спектакль меня заманили, собственно, обманом. Мне хотелось историю про Чука и Гека, а не про студию звукозаписи с двумя актерами! В афише про это ничего не было сказано.

Самое грустное, что после этого "спектакля" моя внучка осталась убеждена, что сундук - это такая полочка, типа обувной.

Вторая наша попытка приобщиться к культуре произошла под Новый год, и выбрали мы не что-нибудь, а ФИЛАРМОНИЮ! Не халам-балам, подумала я, уж тут нас наверняка ждет что-то феерическое.

И вновь жестоко просчиталась...

Спектакль назывался "Морозко". В вестибюле - елке, фотозона, огромные зеркала, приветливые сотрудники. Возбужденно-праздничная новогодняя атмосфера и все такое...

В вестибюле филармонии
В вестибюле филармонии

Внучка переоделась в красивое платье, и мы пошли в зал. По правде говоря, я была удивлена, отметив, что зал этот заполнен едва ли на треть.

И вот начался новогодний спектакль. Ну, справедливости ради стоит сказать: артисты хорошие, играли неплохо, с огоньком, задействовали зал. Правда, из классической сказки одного персонажа убрали (дочь мачехи), а одного добавили (внук Морозки).

Собственно, сама идея нового прочтения сказки не вызвала во мне отторжения. Мачеха - колоритная стерва в полосатых гетрах - была очень хороша и с успехом компенсировала отсутствие Марфуши. Молодой Морозец - красивый и задорный парень в белой буденновке - весьма украсил спектакль, внеся этакую свежую волну. Настенька, правда, была какой-то блеклой и невыразительной, хотя и милой (ну да это вообще персонаж такой)...

Были танцы: танцевали "деревья", "снежинки" - ну ничего так танцевали, но... не могу сказать, что я была в восторге.

Чего-то не хватило этому действу. Ну то есть понятно чего: драйва, эффектов, разнообразия, лихого сюжета, декораций, игры света...

Да, тут вживую играли музыканты, расположившиеся на заднем плане сцены: мужчины в заячьих шапочках и женщины в кудрявых паричках. Филармонисты замечательно играли, и даже пели. Но детям ведь больше интересно само действие...

Спектакль
Спектакль

А сам спектакль был не особо зрелищным. Декорации совершенно не впечатлили. И мне казалось, что актеры не раскрыли до конца свой потенциал, потому что мало было простора для этого, слишком простой сценарий для современных детей - как будто "на отвяжись" писался: надо провести детское представление - так и проведем худо-бедно.

В конце молодой Морозец поиграл с уставшими сидеть детьми в снежки минуты три. Это было весело... но мало.

Ну вот правда - жалко было 1200 рублей...

И еще во время спектакля я ловила себя на мысли, что сравниваю все это с тем, как было в моем городке в Узбекистане, в нашем дворце культуры, где ставили гораздо более интересные спектакли... И пусть там играли любители, но сказка всякий раз была захватывающей, динамичной, а зал был переполнен.

Елка во дворце "Химик", Узбекистан, 2019 год. Голова кабана сделана мной
Елка во дворце "Химик", Узбекистан, 2019 год. Голова кабана сделана мной

И меня охватило ностальгическое чувство... и мысленным взором я увидела перед собой сцену родного ДК " Химик", где проработала несколько лет...

Я сама принимала участие в изготовлении декораций и костюмов, и даже пару раз играла роли...

Играю пирата в новогоднем спектакле, Узбекистан
Играю пирата в новогоднем спектакле, Узбекистан

Там у нас сцена была крутящейся, и когда при погашенном свете она поворачивалась, и перед зрителями возникали совершенно другие декорации, это было подобно чуду.

У нас там использовались световые и прочие эффекты - такие, к примеру, как высыпание блесток на сцену. Этот эффект был придуман мной: для этого одному из работников пришлось залезть на балки над сценой, залечь там, и в нужный момент высыпать вниз блестки из пакета... Смотрелось очень круто, когда, подсвеченные лучами прожекторов, блестки, сверкая, медленно сыпались на сцену, вызывая восхищенные ахи...

Над костюмами и декорациями всегда скрупулезно и добросовестно трудился весь коллектив. Предновогодье - это такое время, когда никто не оставался в стороне. Снабжали нас, честно говоря, плохо, и мы перешивали и переделывали то, что имелось, показывая порой чудеса находчивости. Часто тащили из дома разные вещи, пригодные для изготовления костюмов...

Чалма падишаха и костюм Джафара изготовлены мной
Чалма падишаха и костюм Джафара изготовлены мной

У художника имелась в большом количестве только серая бумага - вроде той, в которую в советское время продукты в магазине заворачивали. Но он умудрялся делать декорации из нее... А я просила в магазинах и тащила во дворец ненужные картонные коробки, и они тоже шли в дело.

Сказки мы никогда не брали готовые, а писали сценарии сами. Обычно этим занималась наш художественный руководитель Регина. И какие это были сценарии! Интересные, захватывающие, с интригой и приключениями, с множеством колоритных персонажей - и все с учетом современных реалий.

Там были яркие злодеи, которые в конце непременно становились добрыми, и была подчеркнута важность дружбы для того, чтобы победить зло.

Мы творили волшебство, и сами получали огромное удовольствие, погружаясь в мир детства... Театральной студии там не было, и для участия привлекали всех, кого можно, даже электрика и садовника.

А танцы! Уж чем-чем, а танцевальными коллективами ДК наш был богат. Тут и национальный танец, и эстрадный, и стрит-данс... На каждый новогодний спектакль приходилось примерно 6-7 танцев.

А это я Ослика играю. До этого три дня посвятила переделке ослиной головы, которая была сильно испорчена и много лет пылилась в костюмерной. Я оставила только основу из папье-маше и переделала буквально все. Стараясь при этом, чтобы осел походил на персонажа из "Шрека"
А это я Ослика играю. До этого три дня посвятила переделке ослиной головы, которая была сильно испорчена и много лет пылилась в костюмерной. Я оставила только основу из папье-маше и переделала буквально все. Стараясь при этом, чтобы осел походил на персонажа из "Шрека"

И никогда дворец наш не был посрамлен. У нас проходили лучшие елки! Потому что работали там энтузиасты, влюбленные в свое дело, и все без исключения выкладывались по полной. И после елки герои сказки еще водили с детьми хоровод вокруг елки, с песнями и танцами, зажигали ее возгласами: "Раз-два-три, елочка, гори!". Это было ярко и феерично и запоминалось надолго.

Словом, в зале Новосибирской Филармонии на меня вдруг нахлынула неожиданная ностальгия... И вызвана она была тем, что новогодний спектакль оказался не столь хорош, как я ожидала.

Я корила себя за то, что не взяла билеты на "Щелкунчика" или на ледовое шоу Авербуха "Снежная королева". Думала, рановато для внучки смотреть такие продолжительные представления.

Уверена, что в Новосибирске наверняка где-то проходят интересные и зрелищные спектакли, но вот нам как-то не повезло. Если б кто-то заранее что-то посоветовал... А вот так, наобум, я больше не пойду.

Так называемые "экспериментальные" постановки (к каким, очевидно, относился "Чук и Гек") мне вообще категорически не нравятся.

Помнится, пару раз была в ташкентском театре "Ильхом" - очень знаменитом и распиаренном, также "экспериментальном".
Но даже со второй попытки бурные восторги так и остались для меня непонятны. Актеры носятся меж рядов, вылезают из окошек по периметру зала, орут... И вместо кресел - скамьи, а сам зал похож на комнату, точнее, на какой-то склеп.
Спектакли же с таким глубоким смыслом, что, если он ускользнут от вас, то вы видите перед собой лишь сплошное бессмысленное мельтешение каких-то странных персонажей, похожих на обитателей сумасшедшего дома, и желаете, чтобы все это поскорей закончилось.

Не знаю, может, я попала не на те спектакли...

Словом, в этом плане мое воображение еще ни разу не было потрясено.

Я посещала в Ташкенте и Русский Драматический театр - вот там мне понравилось, то есть я получила то, что и ожидала.
Но вот чтобы АХ! - такого еще не было. Но в то же время греет мысль, что это АХ существует, и оно у меня еще впереди...

В детстве я обожала смотреть по телевизору Кремлевские елки. Вот где было настоящее сказочное волшебство! Если бы можно было найти что-то хотя бы приближенное в Новосибирске... Может, оно и есть, просто я плохо искала.

А вы знаете, как весело гулять в новогоднюю ночь по улице в маскарадном костюме? Костюм - полностью моя работа
А вы знаете, как весело гулять в новогоднюю ночь по улице в маскарадном костюме? Костюм - полностью моя работа

Я считаю, новогодний, да и просто детский спектакль можно считать удачным в том случае, если он и взрослым нравится. Ведь в каждом из нас живет ребенок... И все мы любим волшебство.

А сцена - это и есть разновидность волшебства. И если оно неубедительно, то это просто притворство, а не магия.

Всем добра! Пусть волшебству всегда остается место в вашей жизни!

Не забываем подписываться и ставить одобрямсики!

До новых встреч на моем канале - там вас ждет еще много интересного!