Найти в Дзене
Игорь Хомутов

Воспоминания о Португалии (3)

Продолжаю вспоминать разные случаи из нашей жизни в Португалии. Давно это было, ещё в прошлом веке, а воспоминания живы до сих пор.

Португалия – морская страна и в её порты заходили корабли из разных стран, в том числе и советские суда. Когда очередное наше судно приходило в лиссабонский порт, то сотрудники посольства СССР в Португалии приезжали в гости к морякам. Как-то мне поручили съездить на советский сухогруз, сделать сообщение о международном положении и пообщаться с командой сухогруза.

До этого я бывал только в пассажирской части порта, а в грузовой части бывать не приходилось.

Лиссабон. Мост через Тежу. Справа виден порт
Лиссабон. Мост через Тежу. Справа виден порт

Порт Лиссабона – третий по величине порт Португалии. Порт находится в южной части столицы Португалии, в устье реки Тежу, в 15 километрах от океанского побережья. Он появился еще в XIII веке, и, благодаря морскому сообщению с Европой, превратил Лиссабон в один из значительных портов Атлантического океана. Он находится к северо-востоку от центра висячего моста через пролив «Понте 25 де Абриль». В продолжение на северо-восток по побережью расположен терминал круизных судов на берегу рядом со старым районом Алфама, за которым следуют многофункциональные портовые терминалы в Хабрегасе, Грило, Беату, Брасу-ду-Прата, Марвила. В порт ввозились следующие морские грузы: уголь, нефть, чёрные металлы, машины, хлопок, пшеница; вывозились — руды, нефтепродукты, пробка, вино, консервы.

Лиссабонский порт
Лиссабонский порт
Порт, грузовой терминал
Порт, грузовой терминал
Корабли в порту Лиссабона
Корабли в порту Лиссабона

В конце рабочего дня к 7 часам вечера я отправился на машине в порт искать наш сухогруз и его команду.

Вечер в порту
Вечер в порту

По записанному мной адресу причала и места стоянки скоро нашёл нужное мне судно, припарковал машину на берегу и поднялся на борт.

Один из советских сухогрузов
Один из советских сухогрузов

Меня радостно встретили и провели в кают-компанию. Здесь уже собрался весь свободный от работы экипаж. Меня представил капитан и я начал делать своё сообщение. В первой части сообщения рассказал об общем международном положении. Во второй части – о социально-политическом положении в Португалии. В третьей части были вопросы и ответы. Моряки иногда задавали мне довольно сложные и каверзные вопросы, но я справился и ответил подробно на все их вопросы.

После моего сообщения капитан пригласил меня в столовую на ужин. Так как дома я не успел поесть, то с удовольствием согласился на предложение капитана. Около столовой был отдельный кабинет, где уже был накрыт стол на четыре человека. За столом расположились капитан, старший помощник (старпом), второй помощник и я. По русской традиции стол был богато накрыт и были расставлены рюмки.

Кабинет рядом со столовой
Кабинет рядом со столовой

Старпом принёс ящик с бутылками водки «Столичной», поставил его около себя, а потом разлил водку по рюмкам. Был произнесён небольшой тост и все выпили. Когда я пил водку, то не почувствовал ни запаха, ни градусов алкоголя. Это меня несколько смутило и я посмотрел вопросительно на капитана. Тот в задумчивости посидел минуту, потом налил ещё водки и выпил. После этого капитан сказал:

- Что ж это такое? Это не водка, это – вода!

Все сразу громко заговорили за столом, подтверждая слова капитана. Потом посмотрели на меня, извинились за недоразумение и открыли вторую бутылку. В ней оказалась настоящая водка «Столичная». После третьей рюмки старпом стал рассказывать, что этот ящик водки они купили в валютном магазине «Альбатрос» в Ленинграде. Я ничего не знал о магазинах «Альбатрос», так как ходил в Москве в валютные магазины «Берёзка» и попросил рассказать подробнее. Капитан и старпом с удовольствием начали рассказ.

Есть в Ленинграде Гутуевский остров. Издавна для жителей Ленинграда это название ассоциировалось с моряками и морским торговым портом. И это действительно так. Ведь морской бизнес города изначально располагался на этом острове.

Ленинград. Гутуевский остров
Ленинград. Гутуевский остров

Здесь располагался валютный магазин для моряков «Альбатрос».

Ленинград. Валютный магазин «Альбатрос»
Ленинград. Валютный магазин «Альбатрос»
Петербург. Здесь был магазин «Альбатрос»
Петербург. Здесь был магазин «Альбатрос»

Морякам, которые плавали в другие страны, взамен рублёвых суточных в те годы платили в валюте. Это значит, что выход за границу приравнивался к командировке. Только взамен суточных командировочных в рублях выплачивали валюту в виде чеков ВЭБ. И выплачивали её в процентах от оклада. В то время это было 18% от оклада. Оклад матроса 1-го класса составлял 105 руб. Итого за месяц, проведённый в загранплавании, нашему матросу начисляли 18 инвалютных рублей. Но чеки платили не только как инвалюту взамен суточных. Чеками ещё оплачивались некоторые работы на судне. Причём некоторые работы очень хорошо оплачивались. Зачистка и мойка грузовых танков, зачистка и мойка грузовых трюмов, безлоцманские проводки судна. Выходил на эти работы, как правило, весь экипаж, кроме капитана. Капитану сумма насчитывалась отдельно.

Пропуск в магазин «Альбатрос»
Пропуск в магазин «Альбатрос»

Мне показали даже внешний вид чеков. С 1980 года они шли в чековой книжке на сумму 10 рублей. А потом они были в книжке на сумму 25 рублей.

-12
-13
-14
-15
-16

Что продавалось в этих специальных магазинах? Одежда, электроника, продукты. Почти то же самое, что и в магазинах "Берёзки", только со специфическим морским уклоном. Примерные цены на то время: бутылка конъяка "Арарат" стояла 1 рубль 75 копеек, бутылка водка - от 60 копеек.

Вот так с рассказами прошёл наш ужин. После ужина капитан решил показать мне сауну на корабле. Моряки дома в Ленинграде сами сварили металлический контейнер на палубе, внутри обшили досками, подключили электричество и получилась хорошая сауна.

Сауна для экипажа судна
Сауна для экипажа судна

Во время дальних плаваний весь экипаж с удовольствием пользовался ей. Сейчас сауна оказалась уже заранее нагрета и старпом предложил мне немного попариться. После посещения сауны и небольшого отдыха я со своей стороны предложил всем желающим проехать по ночному Лиссабону. Капитан посовещался с командой и несколько человек согласились поехать со мной, но не по городу, а на стоянки автосвалок для сбора запчастей к своим личным машинам. Для меня это было несколько неожиданно, но после замечательно проведённого приёма на судне я согласился.

Моряки вплотную сели в машину и мы поехали искать стоянки автосвалок. После блужданий по дорогам, распросов местных жителей мы нашли пару таких стоянок.

Автосвалка
Автосвалка

Было уже поздно, но все же удалось договориться со сторожами автосвалок и ребята набрали целые сумки различных мелких запчастей, которые им было трудно достать в Советском Союзе. Перед возвращением на судно я всё же провёз их по ночному Лиссабону и показал красивые места старого города. Эти места всегда были красивы: и днём, и ночью.

Вид со смотровой площадки Граса на ночной Лиссабон
Вид со смотровой площадки Граса на ночной Лиссабон
Ночь в районе Алфама
Ночь в районе Алфама
Лиссабон. Ночная жизнь на площади
Лиссабон. Ночная жизнь на площади
Лиссабон. Ночью на Байше
Лиссабон. Ночью на Байше

Так прошла моя первая поездка в грузовой порт Лиссабона. Но скоро оказалось, что мне придётся опять туда поехать. Вот как всё это было.

Из МИДа в посольство приехал ревизор в короткую командировку. Посол попросил меня провезти его по городу после работы. Мы встретились с коллегой из МИДа и я обрисовал ему план нашей поездки. К моему удивлению, ревизор не согласился с моим планом, а стал просить отвезти его в порт для посещения ночного бара в порту. Оказывается, он давно мечтал оказаться в иностранном портовом городе и посетить в порту ночной бар. Я подумал, что у него такое желание появилось в детстве после прочтения книг о пиратах и морских пирушках. Но об этом не стал говорить. Никакие мои уговоры не ехать в порт ночью не помогли, молодой мужчина твёрдо стоял на своём. Я вспомнил указание посла об организации приятного вечера ревизору и нехотя согласился на его просьбу. Через два часа мы встретились и поехали в порт. По пути я рассказывал молодому человеку о том, что на некоторых старых доках построили современные ночные клубы, где приятно можно было провести время.

Лиссабон. Ночные клубы в старых доках
Лиссабон. Ночные клубы в старых доках

Но мой пассажир упрямо хотел только в порт. И вот я опять приехал в порт. Кругом было мало людей, но из ночных баров доносились голоса. Мы выбрали ближайший к нам бар и зашли в него.

В порту ночью
В порту ночью
Бары в порту днём
Бары в порту днём
Внутри ночного пивного бара в порту
Внутри ночного пивного бара в порту
Матросы в пивном баре
Матросы в пивном баре

В баре было много матросов с разных судов, какие-то штатские личности. Мы с трудом нашли свободный столик на двоих в углу пивного бара. Со всех сторон неслись разговоры на разных языках, под потолком дым коромыслом от всех курящих. Пахло пивом, вином, потом и жареной рыбой. Я заказал два пива «Сагреш» и небольшие закуски. Кружки с пивом были не очень чистые и сосед немного брезгливо взял кружку в руку. Мы тихо беседовали и потягивали пиво. У коллеги лицо всё больше вытягивалось, глаза округлялись, голос стал хрипловатый. А вокруг шла бурная жизнь и в другом углу бара стала складываться ситуация для драки. Голоса там стали громче и в ход пошли аргументы кулаками. Мой сосед совсем побелел и замолчал. Я быстро рассчитался с бородатым барменом и повел коллегу на выход из помещения со спёртым воздухом. На выходе нас ждало ещё одно приключение.

К ночи к бару в порт подтянулись проститутки. Но это были не молодые и красивые женщины, а довольно старые и потрёпанные. Много было чернокожих женщин с выбитыми передними зубами и подбитыми глазами. Они все потянулись к нам.

-28
-29
-30
-31

Мой пассажир схватил меня за руку и потянул к машине. Мы ускорили шаг и оторвались от проституток. Быстро сели в машину и понеслись из порта. Ревизор молчал и только шумно дышал. Меня разбирал смех, но я старался удержать его внутри, чтобы не обижать коллегу. Думаю, что он надолго запомнил свой поход в пивной бар в порту.

В один из зимних выходных мы семьёй поехали в городской лесопарк Монсанто. Благодаря насыщенной и богатой растительности парк Монсанто называют легкими города. Это один из самых больших парков в Европе со 100 гектарами леса и 43 видами деревьев. Если взять в общем, то парк "Monsanto" - это лес, отдельные участки которого облагороженные и используются как парк. Там есть все для проведения культурного отдыха и занятий спортом. С безопасными, красочными детскими городками, где дети могут весь день лазить, предоставленные сами себе. Родители в это время находятся поблизости (в зоне видимости детей), в местах, приспособленных для их культурного отдыха. Обычно мы приезжали в местечко парка Сады Монтеш Кларош, где есть утиное озеро, кафе, игровые площадки.

Был хороший зимний солнечный день.

-32
-33
-34
-35

Мы гуляли по парку, заглядывали в кафе, чтобы взять сок, мороженое, пиво, немного посидеть и идти дальше. В одном из кафе я присел за столик, за которым сидел пожилой португалец и читал газету. Я заказал кофе.

Немного о кофе в Португалии. Средняя дневная норма кофе для португальца — 4-5 чашек. Кофе в Португалии пьётся крепким и в маленьких чашках. Мы знаем такой кофе под названием эспрессо, здесь же его называют просто кафé. В Лиссабоне эспрессо называется «бика». Вообще кофе для португальца — это некий культ и определённая традиция. В любой паштеларии (pastelaria — кафе) вы обязательно увидите людей, забежавших выпить по чашечке кофе. Часто пьют кофе с кофеином.

-36

Итак, сижу, жду свой заказ. В это время пожилому соседу принесли маленькую чашечку кофе с кофеином и рюмку местного самогона багасу крепостью 45 градусов.

-37

Я был несколько удивлён возрастом посетителя и теми напитками, которые ему принесли. Через минуту я всё же решился и спросил соседа:

- Добрый день. Простите, а это не вредно пить вместе кофе и багасу?

На что он ответил, что всё время пьёт такое сочетание вот уже 75 лет.

- Как? - воскликнул я - В таком возрасте это может принести вред!

Сосед засмеялся и стал объяснять мне, что кофе и багасу снимают пленки в его кишечнике и это помогает усваивать пищу. Вот такие дела! Вот какие люди живут в Португалии!

А летом была запланирована поездка работников посольства на океан. Меня назначили старшим и ян провел экскурсию в замке Палмела по выставке ювелирных и серебряных украшений. Выставка проходила в рамках месячника «Португалия в истории Европы». Потом я провел всех по соседнему городу Сетубал и в конце экскурсии посидели у океана в Сесимбре.

В посольстве шла активная жизнь: встречи в посольстве, совещания сотрудников посольства, поездки на встречи с представителями португальских организаций в Лиссабоне и окрестностях, приемы, сбор материалов и подготовка почты, встреча делегаций из Москвы, их сопровождение, посещение выставок, фестивалей, праздников, подготовка отчетов по мероприятиям, где участвовали сотрудники посольства. Работы было много и время летело быстро.

Внутри посольства
Внутри посольства
-39

О Лиссабоне и Португалии в семье остался большой альбом с фотографиями, книга собственного корреспондента газеты «Правда» Олега Игнатьева «Португалия» (фотоочерки о стране, изд-во Планета, Москва, 1984), книга Portugal by Carlos Vitorino da Silva Barros (Artistas Reunidas, Porto, 1982), книга Lisbon by Jorg Schubert ( Disti Cultural, Lisbon, 1982), видеофильмы.