Восьмой отдельный штрафной батальон, комплектовавшийся только офицерами, побывавшими в плену или окружении, или совершившими часто незначительные преступления, очень скоро на фронте назывался не иначе как банда Рокоссовского. По неподтвержденным данным, гитлеровцы, получив информацию, что против них будет действовать банда, часто оставляли позиции без особого сопротивления. Почему? Потому что там, где проходили штрафники Рокоссовского, живых не оставалось. Кстати, прозвище банде Рокоссовского 8 отдельный штрафной батальон получил именно от гитлеровцев. Известный автор песен Евгений Агранович после войны рассказывал, как был сформирован этот батальон. Точнее, передал Легенду, ходившую на фронте во время Великой Отечественной. Рокоссовский Сталину в ножки упал и попросил разрешение брать в строй тех, кто к нему выходит из лесов, которые или из плена, или из окружения, или прятались, или партизанели, или не партизане, или просто воевали. Примотались по разнообразным за границам, куда можно было на какую-то жуткую работу без документов вербануться. И вот когда те, которые были черт знает где я менял города, я менял имена, услыхали о победах армии, многие решили, что надо пробираться к своим. Я это наблюдал в своей Дивизии. Как бы то ни было, но созданный штрафной батальон отличался невероятной стойкостью и упорством. Он имел такую Славу, что его даже иногда якобы засекречивали, придерживая для применения на самом решающем участке.
Первая, официальная. Боевое крещение он получил во время Курской битвы. На начальном этапе сражения, когда многие части отступали под натиском немцев, банде Рокоссовского держала оборону в районе станции Фонари, не отступив ни на шаг. Несмотря на шквальные обстрелы артиллерии и постоянные атаки, штрафники выстояли, потеряв 143 человека убитыми и 375 ранеными. Вскоре перебросили уже для наступления на Орел, недалеко от деревни Малотычи. Приказ штрафникам был дан категорический: захватить господствующую высоту. Атаковала банда ночью. А той атаки после войны, - вспоминал боец этого батальона Семен Басов, - добежали до немецких окопов. Немцы не приняли штыкового боя, по траншеям убежали в тыл. Добежала до немецких окопов из роты в 150 человек 25, Может, чуть больше. Наша артиллерия прекратила огонь, чтобы не поразить своих. Вижу, немцы выкатывают на высоте своей орудия напрямую наводку и открыли поставленным окопам ураганный огонь.
Командир взвода, который наступал вместе с нами, перевязал меня и отправил, А сам с подошедшим подкреплением пошел в следующую атаку, захватил высоту, А сам был убит. В следующий раз штрафники Рокоссовского отличались во время штурма Синявинских высот. Тогда же Рокоссовский показа, насколько он бережно относился к штрафникам и никогда не забывал о награждении. Штрафник Владимир Ермак во время разведки, спасая своих товарищей, закрыл собой амбразуру вражеского дзота, за что посмертно был удостоен звания Герой Советского Союза. Все офицеры штрафного батальона и чудом выжившие бойцы вспоминали, что сам Рокоссовский относился к штрафникам очень внимательно, категорически Запрещали любые унижения и наказывая нерадивых командиров. Кстати, в этом же батальоне служили и женщины, осуждённые военным трибуналом за Бегство с позицией. Конечно, такие обвинения в отношении слабого пола выглядит как минимум странно: если побежали Вооруженные мужчины, то куда деваться санитарком и прочим. Однако факт остается фактом. только вместо оружия женщины банды Рокоссовского получали санитарные сумки с красными крестами. Их штрафницы также наравне с мужчинами проявляли удивительные мужество и хра. Так, Лукьянчиков Пелагея Ивановна, исполняя должность санитара стрелковой роты, самоотверженно презирая смерть, оказывала помощь раненым непосредственно на поле боя.
В период боев с 15 по 24 июля ею вынесено 47 раненых бойцов с их оружием. Но самыми блестящими и яркими были операции банды во время операции Багратиона. До начала операции командования 150 Дивизии решила захватить высоту 220, с которой видимости для немцев увеличивалась на 15 км. Высоту нужно было взять, и штрафники из банды Рокоссовского за 40 минут справились, перерезов немцев в рукопашный, а затем удерживали высоту до подхода основных сил четыре дня. Из 500 человек в живых осталось только 50. Первая газетные упоминания о штрафниках Рокоссовского, в котором штрафники были названы лыжниками, появилась после освобождения Рогачёва. Дело, что Командир батальона Осипов был уроженцем этого города, а также заядлым охотником, поэтому знал все места и своих штрафников скрытно провёл в тыл к немцам. А затем банда Рокоссовского, отрезав гитлеровцам пути отхода и не имея возможности захватить город об этом, кстати, очень сильно жалел сам Осипов, устроила самый настоящий террор в тылу. Батальон действовал и группами, и собираясь в один довольно мощный кулак.
Мелкие наши группы уничтожали технику противника. захваченные орудия, предварительно перебив их прислугу, поворачивали в сторону заметных скоплений вражеских войск, складов и прочего. Среди штрафников были артиллеристы, Танкисты, даже летчики, поэтому произвести несколько выстрелов из орудий не составляло труда. Затем эти орудия и миномёты взрывали или приводили в негодность другим способом: поджигали захваченные продовольственные склады и склады боеприпасов, брали под контроль дорог, уничтожали подходящие войсковые резервы противника и перерезали линии связи. После Рогачевской операции из 800 штрафников 600 были восстановлены в правах, получили награды, звания, а также были дополнительно по приказу Рокоссовского награждены медалями и орденами Славы третьей степени. Главным отличием у штрафников Рокоссовского было то, что восстанавливали бойцов в правах не только после ранения, А и просто замужество. Здесь нужно отметить, что одно время напрямую банда подчинялась командующему армии генералу Горбатову, который вместе с Рокоссовским был, Как модно говорить, одного поля ягоды. За ту же Рогачёвскую операцию, по воспоминаниям Пыльцына, были реабилитированы все, кто был в немецком тылу.
Вот генерал Горбатов освободил всех штрафников, побывавших В тылу у немцев, независимо от того, искупили кровью они свою вину или не были ранены, а просто честно и смело воевали. Я об этом говорю потому, что были другие командующий армиями, в составе которых батальону приходилось выполнять разные по сложности и опасности боевые задачи. Однако реакция многих из них на награждение весьма отличалась от горбатовской. Так, командующий 65-й генерал Батов Павел Иванович при любом успешном действии батальона принимал решение об оправдании только тех штрафников, которые погибали или по ранению выходили из строя.
Поэтому с таким отношением нет ничего удивительного в том, что штрафники Рокоссовского воевали не за страх, а за совесть. Затем банда по традиции отличилась в боях под Брестом и Жлобином, Кёнигсбергом и Нарвой во время Висла-отерской - операции. К слову, а форсировании озера тот же Пыльцын, получивший тяжелые ранения после войны, писал, Что из всей его роты до вражеского берега сумели добраться не более 20 человек, а после первой отбитые атаки с танками в живых оставалось уже 13. Если предположить, что операции рота была укомплектована даже до 100 человек, то уровень потерь среди штрафников был попросту катастрофическим.
О том, как атаковали выжившие после переправы, Пыльцын писал так: Не знаю уж, Ура кричали перекошенные от злости и напряжения рты или мат свирепый извергали, но смяли штрафники в рукопашной схватке фашистские заслон, в первой встретившийся траншеи, оставив позади себя несколько раненых или убитых собратьев. Даже когда в живых оставалось уже менее двух десятков человек, а на поле боя дымились два немецких танка, штрафники сами, без команды поднялись в атаку и бросились в рукопашную на наступавшего противника. И тут как-то стихийно, почти одновременно и без моей команды штрафники поднялись и Закопов и ринулись вперед. Немцы убегали, Многие из них бросали оружие, но никто не поднял рук, чтобы сдаться. Наверное, поняли, что этим отчаянным русским с это неразумно, и, в общем, конечно, были правы. Всего в той атаке из роты Пыльцына уцелели только четыре человека, которые сразу же после боя были полностью восстановлены в правах. Им были возвращены звание и награды.
Также уникален случай почти лейтенанта Путри, которого замужество при форсировании озера восстановили в правах до окончания месячного срока нахождения в штрафном батальоне и без ранения. Это лишний раз подтверждает, насколько трепетно командование относилось к банде Рокоссовского. И здесь же надо сказать, что до Осипова батальоном командовал полковник Батурин, которого Рокоссовский отстранил от командования по непроверенным данным за то, что во время штурма на Алевского плацдарма с подачи Батурина командующий 65 армии Батов хотел отправить сороков в атаку через минное поле. История банды Рокоссовского закончилась после капитуляции Германии.