Это не должно быть приятным бонусом от застройщика, но главным принципом городской политики, в области строительства.
Горожанин живет в доме. Даже если он занимает в этом доме клетушку из стопятьсот подобных, он все равно живет в доме. Дом, это один из архетипов сознания и прафеноменов культуры. В нашем случае, прафеноменов цивилизации.
Частный дом стал системным элементом города в римскую эпоху. Эллины не особо обращали внимание на дома, системность эллинского и эллинистического полис формировали общественные места – форумы, храмы, стадионы и т.д. Римляне добавили к этому комфорт частной домашней жизни. Этому способствовало одна особенность римского «домуса» - лары. Эти добрые божества, покровители семьи и очага имели в доме римлянина свой алтарь. Что превращало дом в святое место, во всех смыслах. И определяло его место в системе города.
/возможно идея священности частной собственности тоже растет оттуда, ибо дом-недвижимость, это наиболее доступное средство включения человека в экономические отношения/
Христианская (византийская) культура продолжила эту традицию. В доме христианина есть свой вариант алтаря – домашний иконостас. Да и в целом, христианство трактует семью как «малую Церковь». Поэтому дом в христианском городе имеет значение продолжения приходского храма и средства воплощения социальных взглядов христианства.
И в каком бы упадке сейчас не находилось наше цивилизационное самосознание, глубокий исторический опыт общества требует отношения к дому как святому месту. С выражением такого отношения в художественной форме.
Форму же, определяет господствующий на данный момент художественный стиль. Время меняет людей и меняет их отношение к миру. Что, соответственно, отражается в искусстве. Тот или иной стиль повествует нам о нынешнем взгляде на вечные вопросы: храмовая архитектура рассказывает об отношениях человека и Бога, гражданская – об отношениях человека и общества. Таким образом, система архитектурных элементов здания и декор (особенно декор!) представляют собой текст, который «читает» и усваивает горожанин.
/это дает нам право говорить, что «современная архитектура» (она же «архитектура для архитекторов», никаким стилем не является, да и архитектурой, строго говоря, тоже/
Но, если жилой дом редко несет на себе всю полноту декоративных приемов, то иное дело общественные здания и дома городской знати. Вот тут должно действовать категорическое требование к полноценному (если не избыточному) украшательству. Горожанин должен испытывать сильные эстетические эмоции. И дело не в его хорошем настроении, хотя и оно важно. Эстетика формирует основу общественной солидарности и обеспечивает нормальное функционирование городского сообщества.
P.S. Украина должна быть разрушена, а модернизм должен умереть