Метро по праву считается не только безопасным и удобным, но также одним из самых интересных видов транспорта. Станции первой очереди в городах бывшего СССР сами по себе привлекают внимание туристов, но ещё сильнее впечатление усиливается, когда понимаешь, на какой огромной глубине расположены эти подземные своды.
Неудивительно, что в мире образовалось целое сообщество поклонников подземной железной дороги, для которых наличие в городе метрополитена – уже повод его посетить. Тем более, если в этом метро есть одна из самых глубоких в мире станций.
Абая, Алматы (Казахстан) — 78 м
Одна из станций первого и единственного в Казахстане метрополитена, открытая в 2011 году, в составе первого пускового участка. Из-за особенностей ландшафта большая часть станций алматинской подземки пришлось строить на большой глубине. На станцию ведёт эскалатор длиной 92 метра.
Станция названа в честь Абая Кунанбаева, казахского поэта и мыслителя. В оформлении использованы современные мотивы, без традиционных для страны архитектурных элементов. Стены и колонны отделаны светлым мрамором, а пол – серо-бежевым гранитов, карнизы изготовлены из нержавеющей стали.
Образ Кунанбаева нашёл отражение в панно, расположенном в торце центрального зала. Композиция представляет собой бронзовый барельеф поэта в окружении его стихов и назиданий, а также пейзажей современного Алматы.
Вашингтон Парк, Портленд (США) — 79 м
Строго говоря, данная станция не совсем относится к метро. В постсоветских реалиях транспортную систему TriMet города Портленда отнесли бы к скоростным трамваям, однако устройство и технология строительства вполне соответствуют принятым в метро. Настолько большая глубина же обусловлена расположением станции – под высоким холмом.
Как и большинство станций американских метрополитенов, дизайн "Вашингтон Парк" минималистичен, однако кое-что необычное тут имеется: на стенах изображена шкала развития Земли с точки зрения геохронологии, а прямо под ней, для наглядности, несколько стеклянных трубок с образцами горных пород. Кроме того, есть на станции и печальный символ – мемориал в память о погибшем под завалом строителе.
Адмиралтейская, Санкт-Петербург (Россия) — 86 м
Питерская подземка сама по себе держит мировой рекорд по доле станций глубокого заложения — из 72 станций лишь 6 находятся на мелкой (по стандартам метро) глубине, а ещё 5 над уровнем грунта. Все остальные отделяют от поверхности десятки метров породы. Станция же "Адмиралтейская" является самой глубокой не только в северной столице, но и в России в целом.
В оформлении используются традиционные мрамор и гранит, а стены украшены мозаичными панно на тему флота и покорения морей, а также барельефами с портретами знаменитых русских адмиралов и флотоводцев: Ушакова, Нахимова, Макарова, Апраксина, Беллинсгаузена и Григоровича.
Ёнгван и Пухын, Пхеньян (КНДР) — около 100 м
Посетить метро северокорейской столицы, пожалуй, мечта каждого любителя подземного транспорта. Построенные в 1987 году станции Ёнгван и Пухын сегодня остаются единственными в пхеньянской подземке, открытые для иностранных гостей. Посетить их можно в рамках турпоездки и только в сопровождении гида. Что неудивительно, ведь сами по себе станции по праву считаются едва ли не самыми красивыми в мире.
Богатством отделки Ёнгван и Пухын уступают, а то и превосходят многие московские станции "сталинского" периода: сложные барельефы, огромные панно на стенах и свисающие с потолка люстры. Также в особенности стоит записать необычайно высокие своды – гораздо выше, чем принято в подземном строительстве. Впрочем, судя по редким фотографиям, другие станции подземки имеют куда более скромные габариты и облик.
Ещё одной особенностью метро столицы КНДР является его секретность. Подземка тут стратегический объект, а потому глубина заложения держится в строгом секрете, а путь от эскалатора к платформе проходит по изогнутому тоннелю.
Арсенальная, Киев (Украина) — 105,5 м
Станция построена в 1960 году и до сих пор удерживает звание самой глубокой как на постсоветском пространстве, так и во всём мире. Тем интереснее, что расположена она сразу за надземной станцией "Днепр", построенной на эстакаде. Огромная же глубина заложения обусловлена тем, что станция построена под высоким холмом.
Конструкция "Арсенальной" представляет собой так называемый "английский тип" – два путевых зала, соединённые совсем небольшим центральным. Оформление тоже не богатое, в основном это светлый мрамор на потолке и стенах, да редкие кованые решётки. Всё оттого, что станция строилась в разгар кампании по борьбе с архитектурными излишествами.