На днях стало известно о россиянах, которые больше месяца живут в аэропорту Сеула в ожидании статуса беженцев. Уроженец Казани Равиль Муслюмов жил в разных аэропортах мира. В венском терминале задержался почти на полгода. Мужчина рассказал о выживании в непростых условиях.
Равиль Муслюмов – путешественник со стажем. На его счету несколько кругосветок. Длительные вояжи обходятся в копеечку. С целью экономии мужчина предпочитал не тратиться на гостиницы, а останавливаться в аэропортах.
— Я жил в аэропортах Нью-Йорка, Шанхая, Милана, Рима, Палермо, Копенгагена, Вены, Сиднея, Парижа… Всё и не вспомнишь. Таким образом экономил на гостиницах. Последняя моя большая кругосветка продлилась почти полтора года. В ноябре 2019 года я вылетел из Казани. В Россию вернулся в марте 2021 марта. И то мне итальянцы организовали бесплатный билет, лишь бы я улетел.
Фото: Равиль Муслюмов
— Вы путешествуете совсем без денег?
— Улетал я с деньгами. Но под конец путешествия остался без всего. Еще по дороге в Индонезии меня обворовали.
— Какой аэропорт самый комфортный для жизни?
— В каждом аэропорту есть свои фишки. Например, бесплатный душ находится в Сиднее. Кто угодно там может помыться, никаких очередей нет. Человеческий подход там к людям. Когда ты живешь в аэропортах той или иной страны, то видишь настоящую жизнь. Потому что мир из окна пятизвездочного отеля кажется одинаковым в любой стране. Разницу замечаешь, когда падаешь вниз.
Фото: Равиль Муслюмов
Запомнился мне шанхайский аэропорт. Там их два. Главный, огромный, больше пришелся по душе, я прожил в нем 10 дней. Причем деньги у меня были, но я не смог найти хостел. Гугл в Китае не работал, английский язык никто не знал. Я тыкал в карту, но местные меня не понимали. Махнул рукой и подумал, что проще ночевать в аэропорту.
Фото: Равиль Муслюмов
До этого я три дня провел в нью-йоркском аэропорту – больше выдержать было тяжело. Там было несколько терминалов, только один на ночь не закрывался. Решил попрактиковаться. Не хотел отдавать за американский хостел 50–85 долларов. Помню, что отлеживался на лавочках. Помыться удалось только в туалете. Нормально поговорить получилось лишь с одним темнокожим парнем. Он оказался умный, мы были на одной волне.
— В Шанхае за десять дней нашли собеседников?
— Общался только с теми, кто говорил по-английски. Если находил таких, радовался. Но в Шанхае была другая проблема. Я попал туда в январе 2020 года, в разгар эпидемии коронавируса.
— Вас не прогоняли из аэропорта?
— Да меня вообще нигде не гоняли. Но маску я там не снимал. Вылет мой отменили. Сдать билет не смог, потому что покупал самый дешевый на стороннем сайте. Деньги на карточке закончились, знакомые перевели 500 евро. Нашел самые дешевые билеты – китайскими авиалиниями в Копенгаген через Хельсинки. Пока жил в шанхайском аэропорту, наблюдал, как китайцы мгновенно организовали проверки в связи с эпидемией. За один день установили в аэропорту новенькое оборудование, везде поставили людей с градусниками.
В Копенгаген я летел с кашляющими китайцами. Думал, в Европе нас встретят бригады в халатах и с градусниками, а кашляющих выдернут из толпы и отправят на карантин. Но ничего подобного не произошло. На китайцев не обратили внимания, они спокойно вышли в город.
В аэропорту Копенгагена я прожил 10 дней. Деньги были на исходе. Надо было тянуть до победного. Однажды ко мне подошел полицейский, сделал замечание, что неправильно жить больше недели в аэропорту. Я его успокоил, что скоро улетаю. Он улыбнулся: «Тогда без проблем».
— Дольше всего вы прожили в аэропорту Вены?
— С марта по август 2020 года. В самую пандемию. Там было тепло, вай-фай работал. Днем меня просили покинуть терминал. Вечером я возвращался. Если на улице шел дождь, меня не трогали.
— Сотрудники аэропорта узнавали вас в лицо?
— Меня знали все работники смены. Они были мигрантами. По сути, мы оказались в одной лодке, поэтому все хотели мне помочь. Начальник охраны аэропорта тоже оказался мигрантом, по-моему, он был марокканцем. Но иногда начальник охраны все-таки говорил мне: сегодня ты не должен здесь ночевать. На пару дней я уходил, потом возвращался. Лояльно относились.
— Где вы хранили багаж?
— Я летал с маленьким рюкзаком. Не было смысла таскать с собой сменное белье. Потому что в Европе есть дешевые магазины, где все стоит по евро. Я старое выкидывал, новое покупал. Стирать выходило дороже: стирка обходилась в 2 евро.
В Вене оказалось дороже – покупал новое, только когда вещь изнашивалась. А так приходилось стирать. Сушил белье в воздушных сушках, где руки сушат.
Мыться приспособился в туалете для инвалидов. Чаще мылся ночью, когда народу меньше. Ноги мыл в раковине, остальные части тела споласкивал водой из бутылкой над унитазом. Если в сортире имелся ручной душ, вообще великолепно. Но в аэропортах редко найдешь такой душ. В дальнейшем я купил в хозтоварах прозрачный шланг метра на три, надевал его на раковину, протягивал к унитазу и мылся по частям.
— Нашли себе друзей в том аэропорту?
— С некоторыми товарищами по несчастью общался. Но, как правило, все они говорили на немецком и не особо жаждали откровенничать. Люди, которое находятся в таком положении, достаточно замкнутые, часто это опустившиеся граждане. Еще я запоминал людей, которые постоянно болтались по аэропорту ночью. Одного заприметил в Вене. А потом встретил его в терминале Рима. Понял, что бездомные мигрируют с севера на юг. Оседают там, где теплее.
— Что вы ели?
— Основная еда в аэропортах – лапша быстрого приготовления. К лапше обычно дают пакетики. Тот, что с химией, надо выкидывать. А где сушеная травка – оставлять, этот продукт считается гипоаллергенным. Если нет кипятка, лапшу можно залить холодной водой и подождать час. Лапша уже вареная, ей надо размокнуть – и будет съедобная.
— Где брали деньги на лапшу?
— Один из тех товарищей, кто давно жил в аэропорту, подсказал, что можно заработать на тележках. Чтобы воспользоваться багажной тележкой, пассажиры покупали жетон, который засовывали в специальное устройство на рукоятке. При возвращении тележки к стойке жетон выскакивал, и его обменивали обратно на деньги. Но большинство пассажиров возвратом денежных средств не заморачивались.
И я стал собирать тележки с жетонами. Заметил, что многие вместо жетонов засовывали монету какой-то страны. Однажды ко мне подошел парень и предупредил, что тележки – его рабочая зона. Но я его не послушал – все равно он не успевал собрать все тележки. Не скажу, что это большой источник дохода, но в моей ситуации был не лишним.
Еще в аэропорту есть автоматы, которые выдают жетоны. Сдачу они дают с задержкой. Часто люди не ждут, уходят. Там вот, мне посоветовали стоять рядом и проверять. Я как-то подошел – смотрю, там полтора евро. Плохо ли?
Фото: Равиль Муслюмов
Когда полеты отменили, то организовали вывозные рейсы. У стоек толпились россияне. Я подходил, объяснял ситуацию, и мне давали деньги. Попросить в долг можно было около посольства РФ в той или иной стране. Перед посольством всегда присутствовали россияне. Мне давали 50, 100 и даже 150 евро. На 150 я мог жить месяц. Всем, кто одалживал мне деньги, я оставлял свои контакты. Но никто не перезвонил, не попросил вернуть долг.
— Как думаете, молодые люди, которые застряли в Сеуле, могут долго выдержать?
— Парням повезло, что они застряли не в транзитной зоне. Вот там задница. Ты же, по сути, заперт. Да и дорого там всё. Я прошел через это. Жил в чистой зоне полтора суток, когда застрял в Польше. Мне хватило. Ничего хорошего.
Фото: Равиль Муслюмов
Самая основная загвоздка – финансовая. А вот помыться не проблема: иди в туалет для инвалидов и мойся на здоровье. Хотя аэропорты драят до блеска, там в воздухе нет пыли, пачкаешься не так быстро, как на улице.
Второй неприятный момент– ребят начнет угнетать ощущение полной безнадежности. Здесь у меня нет для них никакого рецепта. Единственный вариант – вернуться на родину.
Подпишитесь на Telegram "МК": еще больше эксклюзивов и видео!
Автор: Ирина Боброва