В детстве он не мечтал стать лётчиком. Но оказавшись на действительной службе, латышский крестьянин «загорелся» небом и упросил командира отправить его на учебу.
Шла Первая мировая война, армия нуждалась в пилотах. Так Казимир Рудзит попал в Одесскую школу летчиков. После ее окончания пилота отправили в действующую армию. Он выделялся среди товарищей знанием дела, какой-то особенной отвагой, граничащей с дерзостью.
Тогда усталость от войны уже достигла предела. У Казимира Рудзита тоже накопилось много вопросов к вышестоящему начальству. Он все чаще задумывался о правоте большевиков. Когда армия взбунтовалась, летчик одним из первых примкнул к восставшим.
Казимиру было 23 года, когда его назначили командиром авиаотряда. Шел 1918 год, в стране бушевала Гражданская война. 15-й авиаотряд под командованием Рудзита входил в состав 9-й армии. Она действовала на направлении Новочеркасск-Ростов.
Воевать было сложно. Подводили старые, изношенные машины. Не хватало топлива, его пилоты готовили сами. Вместо бензина в составе использовали спирт. При этом отряд Рудзита оставался на удивление боеспособным. Пилоты не только производили регулярную разведку, но и результативно бомбили белогвардейцев.
Через некоторое время командование решило объединить несколько авиаотрядов в группу на базе станицы Морозовской. Проливной дождь не помешал пилотам вовремя прибыть в назначенный пункт. Не хватало лишь Рудзита. Товарищи беспокоились, подозревая, что случилось непоправимое. Но летчик всё же добрался до своих. У машины подломился лонжерон, и находчивый пилот перевязал его телефонным проводом.
В душе он почти распрощался со своим летательным аппаратом. Но техники расстарались для такого везунчика, отыскали на складе запасное крыло. Оно было выкрашено другой краской, однако для Рудзита это было неважно. Его любимая машина оставалась в строю, и он бил врага с удвоенной силой.
В группе высоко ценили воинский талант Казимира Андреевича, считали лучшим, самым надёжным товарищем. За боевые заслуги он был одним из первых в стране награждён орденом Красного знамени. В конце Гражданской войны на его кителе красовались уже две таких награды.
В июне 1920 года Реввоенсовет назначил Рудзита командующим воздухофлота 12-й армии, которая сражалась с поляками. Казимиру Андреевичу досталось тяжёлое наследие. Причиной наших неудач в боях с поляками стало в том числе и отсутствие исправных машин, горючего, господство авиации врага в воздухе.
Но большевики никогда не теряли присутствия духа, считая неудачи временным явлением. После Гражданской войны Казимир Андреевич вплотную занялся созданием современного воздухофлота. Неоценимую помощь в строительстве новых машин оказали советские граждане и организации. На собранные средства было изготовлено 10 самолётов.
Красный военлет Казимир Андреевич Рудзит стоял у истоков создания советской военной авиации. Он погиб в 1924 году, не справившись с самолётом, вошедшим в штопор. Но его дело продолжили товарищи, и теперь, благодаря этим людям, военная авиация России одна из лучших в мире.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.