Звёздный хит
Дэниэл Крейг не захотел стать вторым Дэниелом (после Рэдклиффа), который останется актёром одной роли, и решил переключиться с Бондианы в новую для себя стезю — детективы. В первой части «Достать ножи» всемирно известный гений Бенуа Блан берётся за расследование убийства 85-летнего автора романов Харлана Тромби, на империи которого держится всё семейство.
Каждый подозревает каждого, у всех есть алиби, в то же время все могут быть убийцами: по канонам детективного жанра зритель весь фильм будто бегает по лабиринту в поисках ответа и крайне удивляется, когда понимает, что выход всегда был у самого носа.
Но, чтобы создать просто качественный детектив, достаточно запустить искусственный интеллект, который прочитает Агату Кристи и Артура Конана Дойля и создаст проверенный веками сценарий. Джонсон же добавляет в свой фильм новые элементы. Иногда умную, иногда глупую, но работающую насмешку. Всех персонажей он наделяет острыми актуальными и психологическими проблемами, но рассказывать, кто есть кто, не будем — спойлеры.
О чём же продолжение?
История Бенуа Блана продолжается в новом удивительном деле. Во время пандемии коронавируса мегауспешный миллиардер и сооснователь IT-компании Майлз Брон (Эдвард Нортон) созывает своих друзей на ежегодную вечеринку. Только тематика этого года крайне остросюжетна — друзья должны разгадать, кто же убил Брона. Правда, понарошку.
Среди гостей:
- губернатор Коннектикута Клэр (Кэтрин Хан);
- ведущий учёный компании Брона Лайонел (Лесли Одом мл.);
- модель и фешн-дизайнер Бёрди (Кейт Хадсон);
- стример в Twitch Дюк (Дэйв Батиста);
- бывшая партнёрша и второй сооснователь айти компании Энди (Жанель Моне).
Список непоследних в мире людей дополняет внезапно приехавший на остров детектив Бенуа Блан, который тоже получает приглашение на вечеринку, правда не от организатора. Все они оказываются на острове с резиденцией под названием «Стеклянная луковица». Естественно, детектив разгадывает виновника фиктивного убийства ещё до начала игры, но вот незадача: спустя время происходит реальное убийство.
Netflix
Сатира над «белыми богачами» и пешками в их руках
В фильме сильно перетягивает на себя одеяло актуальная повестка. Дело в том, что Бёрди скрывает своё производство одежды, на котором задействованы рабы, а Дюк в своих стримах оправдывает сексизм. Да и сам Майлз Брон собирается совершить газовый переворот и держит всех гостей у крупной денежной прикормки, за что они соглашаются на его любые пожелания.
Сами герои часто подкалывают друг друга, не отстаёт и Бенуа Блан, которого Джонсон раскрывает ещё сильнее, показывая его человечность, придурковатость и эмпатию, что слегка не сходится с идеалом детектива.
Netflix
Актёрский состав идеально справляется со своей работой. Начиная от Крейга, который уже совсем не Бонд, продолжая Эдвартом Нортоном, карьера которого постоянно штормит, и заканчивая всеми его «дружками».
Режиссёр не просто издевается над этими инфлюенсерами, а пытается доказать, что какой-то не самый умный богатый миллиардер, который вовремя подмял под себя крупнейшую IT-компанию, способен управлять политикой, наукой, развлечениями и потоком массового сознания. Очевидно, что персонаж Нортона создан на прототипе реального человека, и режиссёр достаточно дерзко высказывается о его деятельности.
Netflix
Новый детектив
Заметьте, что за весь текст я ещё ни разу толком не рассказал о самой детективной линии. Да потому что в новом детективе это совсем не главное. Да, франшиза Пуаро до сих пор выпускается (не так давно в прокате была «Смерть на Ниле»), а разговоры о новых частях Шерлока Холмса с Робертом Дауни-младшим не стихают, но «Достать ножи» от Райана Джонсона — самый яркий пример современного, острого и умного детектива.
Потому что в нём не главное, кто кого убил. Режиссёр создаёт многослойную луковицу из жанровых приёмов, эстетичного визуала, качественного юмора и актуальных политических комментариев, что вкупе создаёт нечто новое, что можно назвать постдетективом (в аналогии с постмодернизмом).
Создаётся впечатление, что теперь классические жанровые понимания и приёмы неважны на фоне «чтения между строк» смыслов и подтекстов, а также социальной критике, которой полна вторая часть «Достать ножи».
Читайте также на портале Om1.ru