Сегодня расскажу о человеке, которого совсем недавно называли «живой историей РИЗа», «легендой КАМАЗа».
Гессер Устин Иосифович родился 18 января 1928 года в городке Болград Одесской области Украинской Советской Социалистической Республики.
В 1941 году семья Гессеров эвакуировалась в Томскую область. С 13 лет Устин Иосифович работал лесорубом, бондарем, коневодом, вздымщиком в Шегарском химлесхозе Томской области. К рабочему станку он встал в 1945 году в возрасте 17 лет. В 1950 году Гессер У. И. с отличием окончил Томский машиностроительный техникум и начал работать на Алтайском тракторном заводе имени Калинина в городе Рубцовск, где прошёл трудовой путь от помощника мастера до начальника инструментально-производственного цеха. Без отрыва от производства он в 1956 году с отличием окончил Алтайский институт сельскохозяйственного машиностроения по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты». Будучи заместителем начальника корпуса по технической части, вёл научную работу, сотрудничал с Томским политехническим институтом.
В 1972 году Гессер Устин Иосифович приехал на КАМАЗ и был назначен заместителем главного инженера инструментального производства ремонтно-инструментального завода (РИЗ).
Первым делом, Устин Иосифович включился в процесс заключения контрактов с зарубежными партнёрами. Как известно, РИЗ закупил в то время большое количество специальных универсальных станков. Гессер Устин Иосифович не только организовывал поставки и наладку дорогого оборудования на РИЗе, но работал над тем, что сегодня называют «импортозамещением».
Обратите внимание, что под его личным руководством на РИЗе было освоено собственное производство импортных аналогов специального инструмента. Среди них значатся: более 7 000 наименований режущего инструмента, 1 500 наименований пластин твердого сплава, 8 600 наименований вспомогательного инструмента, 1 800 наименований измерительной оснастки, 3 800 наименований станочной оснастки.
Внизу вы можете просмотреть страницы с инструментом, изготовляемом на РИЗе в 1978 году.
Под руководством Устина Иосифовича была проведена огромная работа по освоению и внедрению в производство более 60 видов пневматического механизированного инструмента для сборных операций двигателя и автомобиля по лицензии западногерманской фирмы ДОЙЧЕ ГАРДНЕР ДЕНВЕР, что позволило окупить затраты на лицензию в течении двух лет и экономить ежегодно до 2 800 000 рублей (!).
По инициативе Гессера У.И. была закуплена и внедрена на КАМАЗе разработка фирмы КЛИНГЕЛЬБЕРГ (ФРГ) на проектирование и изготовление сборных червячных фрез, самых прогрессивных видов инструмента для зубонарезания.
Освоение производства таких сборных червячных фрез позволило сэкономить более 71 000 000 рублей.
Гессер Устин Иосифович был инициатором сотрудничества РИЗа с различными научно-исследовательскими институтами СССР в области новейших разработок инструмента. При непосредственном участии Гессера У.И. на РИЗе была развёрнута программа по изготовлению товаров народного потребления (ТНП).
Самый популярный среди всех ТНП - набор инструмента «Любитель».
Внизу специализированный участок изготовления стержней набора инструмента «Любитель» на РИЗе.
С 1979 по 12 декабря 1991 года Гессер Устин Иосифович работал главным инженером ремонтно-инструментального завода.
Внизу на фотографии Гессер Устин Иосифович (первый справа) проводит экскурсию на РИЗе для Костоусова Анатолия Ивановича (первый слева) - министра станкостроительной и инструментальной промышленности СССР (1954-1957) и (1965-1980). 14 июня 1978 года.
Когда в 1986 году РИЗ был разделён на два завода – станкостроительный и инструментальный, Гессер У.И. стал работать на инструментальном заводе. В период с 1991 по 1993 год он работал в должности главного эксперта по качеству инструментального завода.
С 1993 года Устин Иосифович работал заместителем генерального директора инструментального завода по качеству. В 2001 году он обучался в Академии стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России по теме «Менеджмент качества», а в 2002 году – по теме «Менеджмент качества и маркетинга».
Гессер У.И. внёс огромный вклад в подготовку к сертификации системы качества в ОАО «КАМАЗинструментспецмаш» (КИСМ – правопреемник РИЗа) и в 2000 году, первым из заводов КАМАЗа сертифицировал систему качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9002.
В 2006 году Гессер У.И. был назначен советником генерального директора КИСМ.
Внизу Гессер Устин Иосифович с наградой и дипломом, которую получил КИСМ, как лауреат I степени Поволжской премии в области качества. 2007 год.
27 февраля 2015 года Гессер У.И. уволился на заслуженный отдых в возрасте 87 лет. Только КАМАЗу Гессер Устин Иосифович отдал 43 года (!) своей жизни.
Об Устине Иосифовиче говорили и сегодня говорят не только как о человеке, внёсшим весомый вклад в становление и развитие инструментального производства, но и как о Человеке с большой буквы.
Гессер У.И. много сделал для открытия и сохранения Музея ремонтно-инструментального завода. Лично проводил экскурсии в нём для челнинских школьников.
Увы, в настоящее время Музея РИЗа, которому столько сил отдал его основатель, не существует на том месте, где в своё время его оберегал Гессер Устин Иосифович.
Гессер У.И. награждён орденами Трудового Красного Знамени (1971), «Знак почёта» (1977), «Дружбы Народов» (1981), медалями ВДНХ и медалью «100-летие со дня рождения В.И. Ленина», имеет звания «Заслуженный инструментальщик КАМАЗа», «Ударник строительства КАМАЗа», «Ветеран труда». С 2001 года является Почётным гражданином города Набережные Челны.
За создание и организацию массового производства высокоточных неперетачиваемых пластин для режущего инструмента в 1985 году Гессеру У.И. была присуждена Премия Совета Министров СССР в области науки и техники.
Гессер Устин Иосифович скончался в ночь на 22 марта 2018 года в возрасте 90 лет. Память об этом уникальном человеке будет всегда хранится в Музее КАМАЗа.
И в заключении высказывание от Гессера Устина Иосифовича, сказанное в 1999 году, но актуальное и поныне: «Сейчас, к сожалению, все проповедуют жёсткий индивидуализм, то есть каждый борется за себя или каждый умирает в одиночку. Может, на Западе это и позволяет добиться чего-то, но всё-таки коллективный труд, я считаю, приносит более ощутимые результаты».