Найти тему
ПроФэнтези

Как орки стали варварами: эволюция расы в фэнтези

Оглавление

Первым расу орков придумал Толкин. В Средиземье это искаженные создания Мелькора, которые служат пехотой и обслугой в его армии. Орков направляет злая воля Темного Властелина, отклониться от "пути Зла" они не могут. Но в то же время вы наверняка знаете примеры других орков: свободолюбивый и гордый народ из Варкрафта или орсимеров из Тамриэля (TES) - превосходных кузнецов. У них племенное устройство, они живут сами по себе и больше похожи на вольных варваров, чем на пешек Темного Властелина. Итак, когда же начал меняться образ орков?

Орки тащат Мерри и Пиппина (арт Джона Хоу, www.pinterest.com).
Орки тащат Мерри и Пиппина (арт Джона Хоу, www.pinterest.com).

Орки Толкина: краткий обзор

Чтобы было, с чем сравнивать, давайте вспомним отличительные качества орков Средиземья. В "Хоббите" они описаны злобными и жестокими, грязными и неопрятными. Но при этом орки умеют рыть туннели и разрабатывать рудники не хуже гномов, ковать оружие и даже конструировать разные механизмы (особенно уничтожительные). Впрочем, скорее всего, технику орки могут клепать только под контролем Мелькора, Саурона или Сарумана - о каких-то механизмах у северных орков из Мглистых гор ничего не сказано 👇.

Орки склонны к разрушению и отличаются вандализмом. Например, в провинции Итилиэн они исписали всякой похабщиной и разломали гондорские памятники. У орков нет своего языка - они пользуются Общим языком либо Черным наречием, которому их обучил Саурон. А в поздних работах ("Преображенные мифы") Толкин и вовсе расчеловечивает орков, написав, что они произошли от скрещивания людей со зверями, свободной воли у них нет, а кажущийся интеллект - лишь результат господства воли Мелькора над их разумом.

Первые нетолкиновские орки из рулбуков 1977 (слева) и 1983 года (справа).
Первые нетолкиновские орки из рулбуков 1977 (слева) и 1983 года (справа).

Орки в D&D: начало эволюции

Такие представления об орках сохранялись до выхода настольной игры "Dungeons & Dragons". Ее разработчик Гэри Гайгэкс первым отошел от образа орков, созданного Толкиным. Игра вышла в 1974 году, а расширенное описание орков появилось в дополнении "Monster Manual" 1977 года.

Поскольку в названии игры фигурируют "Dungeons", то орки чаще селятся под землей, но могут жить и на поверхности. Основа их организации - племя, во главе которого стоит вождь - самый сильный боец. Наземные деревни орков - это скопище грубых деревянных хижин, защищенных рвом, валом и бревенчатым частоколом, но в крупных поселениях есть катапульты и баллисты.

У каждого племени есть свое знамя, которые орки яростно защищают. Они агрессивны и стремятся доминировать над соседями: других орков и гоблинов запугивают, людей обращают в рабство, а эльфов убивают. Злые маги или Темные Властелины могут подчинить орков, но не по умолчанию, а силой или обещаниями добычи. У орков из первой версии D&D смешная внешность: художник нарисовал их свиноголовыми (Толкин в письме № 210 описал своих орков монголоидами).

Орки из фэнтезийного Вархаммера (арт www.pinterest.com).
Орки из фэнтезийного Вархаммера (арт www.pinterest.com).

Орки в Вархаммере: первые зеленокожие

В 1983 году на базе D&D была создана игра "Warhammer Fantasy Battle". Ее разработали Брайан Анселл, Ричард Халливелл, и Рик Пристли, а вдохновлялись они творчеством Майкла Муркока. В Вархаммере еще сильнее подчеркивается воинственная сущность орков, но добавляются и новые детали.

В дополнении "Battle Bestiary" 1984 года орки описаны как могучие воины (под 2 метра ростом), самые выносливые среди гоблиноидов, причем их кожа зеленого цвета (у Толкина - желтоватая либо черная, в 1 редакции D&D - коричневая, серая или бурая). Орки всегда с кем-нибудь сражаются, а если не могут найти врагов, то начнут биться друг с другом. Они живут племенами, причем в поселениях гоблинов орки становятся вождями.

В Северных степях есть орки-кочевники (первое упоминание орков-степняков), а в горах орки предпочитают строить подземные крепости. Все технологии и культура орков ориентированы на войну. Орки сильны в поединках, но в больших сражениях им не хватает организации.

Орк из серии игр The Elder Scrolls (арт www.reddit.com).
Орк из серии игр The Elder Scrolls (арт www.reddit.com).

✅ По игровым сеттингам, которые выросли на базе D&D, постепенно начали писать книги. Я порылся в переведенных изданиях 80-х годов, и первая книга, где описаны варварские племена орков - это "Магический кристалл" Р. Сальваторе (1988 год) из сеттинга "Забытые королевства". Да, здесь орков объединяет злой колдун, но разные племена могут жить в мире с людьми и торговать. Если вдруг вы знаете более раннее фэнтези с нетолкиновскими орками-варварами, напишите в комментариях :)

Спасибо за внимание! Если понравилось, поддержите автора👍 :)