Найти в Дзене

“Культура отмены”: причины и последствия в контексте глобальных вызовов.

Cancel culture/
Cancel culture/

В последнее время отмена всего русского на Западе стала уже привычной и почти не удивляет. Но культура отмены продолжает набирать обороты и в целом. Так, по данным Национальной ассоциации евангелистов, 48% евангелических лидеров "занесли в черный список из-за их точки зрения". "Культура отмены - это практика исключения любого человека, организации или работы как способ выражения неодобрения", - такое определение этому явлению дает NAE. И похоже, подобная "культура" стала заменой "культуры диалога". Безусловно, просто заткнуть рот оппоненту гораздо легче, чем пытаться понять его точку зрения и вести дискуссию, искать компромисс. Мыслительный процесс - большой труд. Современное общество любит упрощения. А что может быть проще, чем создать черно-белую картину мира? И совершенно ни к чему вдаваться в подробности и разбираться, прав оппонент или нет, и в чем конкретно. Характерно, что "отмене" все чаще подвергаются именно христиане. Это означает, что христианские истины становятся все более раздражающими и неприемлемыми для современного западного общества. Это весьма печально, потому что бесконечные отмены будут только нарастать как снежный ком и формировать людей, не способных с доброжелательным интересом взглянуть на непохожего на них человека, не способных воспринимать кого-то, кроме себя. А это путь к вырождению и саморазрушению.

Культура отмены, или культура исключения (англ. cancel culture, call-out culture) — возникший в США и Европе социально-политический термин; современная форма остракизма, при которой человек или определённая группа лишаются поддержки и подвергаются осуждению в социальных или профессиональных сообществах как в онлайн-среде и в социальных медиа, так и в реальном мире. Merriam-Webster определяет термин «отмена» (англ. cancel) как «прекращение поддержки человека», онлайн-словарь Dictionary.com определяет термин как «прекращение поддержки публичных фигур и компаний после того, как они сделали или сказали что-то, что считается возмутительным или оскорбительным». Кампанию по осуждению и травле за убеждения или действия в прошлом также иногда называют «кэнселлинг». Термин «культура отмены» также может означать «культурный бойкот» определённой персоны, либо бренда. Данное понятие, как правило, имеет негативную коннотацию и часто используется во время дебатов по поводу свободы слова и цензуры.

В качестве примеров знаменитостей, которые подверглись «культуре отмены», называют писательницу Джоан Роулинг, обвинённую в трансфобии, певицу Лану Дель Рей, обвинённую в антифеминизме, видеоблогера Дженну Марблс, которую критиковали за использование непристойных выражений, гендерных стереотипов и блэкфейса в её старых видеороликах.

Социальный психолог Джонатан Хайдт и Грег Лукианофф заметили, что культура отмены как феномен возникла вследствие образования так называемого «культа безопасности» в американских университетских кампусах и городках, декларирующего нетерпимость и табуированность к любому мнению, которое можно интерпретировать как расистское, сексистское. Профессор медиа-исследований в Университете штата Мичиган Кейт Н. Хэмптон заметила, что подобная практика только приводит к разделению американского общества и нарастанию враждебности между противоположными идеологическими лагерями, но при этом «культура отмены» никак не влияет на изменение мнения в пользу её сторонников. Исследователь средств массовой информации Ева Ын описала пользователей, которые относят себя к представителям культуры отмены, как «типичные маргинальные голоса», громко кричащие в интернете, противопоставляя себя культуре большинства. Профессор Университета штата Мичиган Лиза Накамура назвала культуру отмены стремлением контролировать свободу мнений, пользуясь властью, данной социальными сетями. Профессор Йельского университета Джошуа Кноб утверждает, что публичное осуждение неэффективно, так как против жертвы выносится мгновенный приговор, и, почти не разобравшись в ситуации, её объявляют преступником, или персоной нон-грата. По мнению Кноба, «культура отмены» оказывает противоположный эффект на сторонних наблюдателей, подталкивая их скорее посочувствовать жертве и вырабатывая предвзятое отношение к ценностям, проталкиваемым сторонниками «отмены». Кноб утверждал, что вместо этого стоит акцентировать особое внимание на положительных действиях, которое будет встречать поддержку у большинства.

Бывший президент США Барак Обама высказывался против «культуры отмены», заметив, что «у всех людей, совершавших добрые поступки, есть недостатки. Люди, против которых вы боретесь, могут любить своих детей или делиться своими вещами с другими». Его преемник Дональд Трамп сравнивал «культуру отмены» с «тоталитаризмом, политическим оружием, используемым для наказания и унижения несогласных, отнимая у них работу и заставляя подчиняться». По инициативе редактора USA Today было опубликовано открытое письмо, подписанное 153 общественными деятелями. Оно излагало озабоченность по поводу нарастающей практики нетерпимости к противоположным взглядам, моду на публичное осуждение и остракизм, а также тенденцию стирать сложные политические вопросы ослепляющими моральными лозунгами. При этом лектором Арионн Неттлс было инициировано ответное открытое письмо в защиту культуры отмены и подписанное 160 журналистами и другими общественными деятелями.

Как работает кэнселинг? В рамках культуры отмены публичного человека изолируют с помощью медиаинструментов и цифровых возможностей.

Как правило, причиной становится дисфункциональное общение, едкие комментарии, осуждение — все, что нарушает моральные и этические нормы в обществе. В такой ситуации отстранить человека от его деятельности (например, политической или медиакарьеры) может быть недостаточно. Подвергнуть человека отмене оказалось относительно просто — во многом процесс зависит от статуса провинившегося и серьезности проступка.

Кэнселинг на уровне платформ.

Если мы говорим о маленьком блогере с аудиторией в несколько тысяч человек, то его могут просто заблокировать в социальных сетях с помощью жалоб на профиль. Так, например, потеряла часть своей аудитории сеть «Тануки» в 2020 году. Если мы говорим о более крупных персоналиях, то платформы могут сами заблокировать аккаунт без жалоб, как было с твиттером Дональда Трампа.

Кэнселинг в медиа.

На этом уровне человеку сокращают медиаприсутствие. Сотрудничество с ним может грозить СМИ имиджевыми потерями, в связи с чем могут прекращаться коллаборации, совместные материалы и партнерство. Аналогичный процесс произошел с участием Регины Тодоренко в 2020 году и с шоу Victoria’s Secret в 2018 году, когда высказывания администрации бренда об участии моделей размера plus-size приблизили шоу к закрытию. Кэнселинг на уровне культуры Самый глубокий уровень кэнселинга, на котором, можно сказать, переписывается история. Присутствие человека и вовсе убирается из исторических источников, фильмов, книг. Культура отмены во многом плод развития социальных сетей, которые сегодня позволяют скрывать из своих лент пользователей, которые нам неприятны или просто бесят. Это как альтернатива спорам в комментариях: выкинуть вызывающий отторжение профиль или сообщество из поля видимости и не тратить энергию на негатив.

Культуролог Оксана Мороз в лекции о «бережном» общении для НИУ ВШЭ называет вопрос о появлении агрессивного общения в интернете спором о курице и яйце. Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению, что породило такой широкий спектр агрессивного общения в интернете: то, что анонимность в интернете обострила коммуникацию, или то, что офлайн-агрессия просто не могла быть безопасно (для агрессора) выражена в полной мере в реальной жизни.

По данным Национальной ассоциации евангелистов, почти половина лидеров евангелистов заявили в ходе нового опроса, что их отстранили от приглашений, занесли в черный список или исключили из-за их точки зрения или «вины по ассоциации».

Опрос евангелических лидеров NAE за июль/август показал, что 48% евангельских лидеров заявили, что их «отменили» другие «как способ выразить свое неодобрение лидеру или точке зрения лидера».

Результаты являются частью ежемесячного опроса совета директоров NAE, в который входят руководители деноминаций и представители различных евангельских организаций, таких как миссии, университеты, издательства и церкви.

«Культура отмены — это практика исключения любого человека, организации или работы как способ выражения неодобрения», — пояснил президент NAE Уолтер Ким.

«Хотя важно четко понимать неприемлемое поведение и неортодоксальные позиции, это явление затрудняет содержательный, уязвимый и открытый диалог о реальных проблемах, с которыми мы сталкиваемся», — сказал он.

Некоторые лидеры заявили, что лидеры евангелистов должны ожидать отмены, потому что это стало обычным явлением.

Однако «реальность культуры отмены может заставить лидеров опасаться высказывать свою позицию по сложным вопросам из-за страха возмездия», опасается ассоциация.

В прошлом месяце пастор Эд Янг из церкви Братства в Грейпвайн, штат Техас, заявил, что Facebook удалил платную рекламу его проповеди «Пробудись или проснись».

Многие лидеры евангелистов считают, что открытость и желание вести уважительные беседы могут быть способом вовлечения.

Те, кто сказал, что их не отменили, также отметили, что они могли быть неосознанно отклонены или не приглашены из-за их убеждений или обязательств.

Некоторые лидеры заявили, что «вина по ассоциации» также является основанием для отмены.

«Я выступал в качестве основного докладчика на ежегодном мероприятии (около девяти лет) в крупном христианском университете. Хотя мое служение оставалось последовательным — и мои взгляды совсем не изменились, — мои отношения с людьми за пределами их доктринальных различий привели к тому, что меня не пригласили», — сказал Дэниел Хендерсон, президент Strategic Renewal.

Ким сказал, что, хотя отдельные лица и организации должны нести ответственность за свои действия, людей нельзя наказывать за то, что они придерживаются разных убеждений.

В.Р.Легойда: “При этом вся эта "культура отмены" лично мне кажется самоприговором современной цивилизации. Глупости большей разрушительности сложно себе представить. Когда в университетах отменяются курсы по Достоевскому, исключается участие в конкурсе Чайковского или спортсменов куда-то не пускают, это все выглядит чудовищно. Надеюсь и верю, что мы никогда не скажем в ответ: а мы теперь вашего Шекспира читать не будем! Будем, будем. Читать, ценить, и вам еще о нем рассказывать.”

В.В.Путин: о культуре отмены, травле и новой этике “Надеюсь у нашего народа хватит внутренних, глубинных, иммунных систем для защиты от этого мракобесия.”

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает постыдными и безумными попытки "отмены" русской культуры странами Запада.

"Так называемая отмена русской культуры на Западе стала свидетельством печального нравственного состояния общества. Попытка искоренить культуру той или иной нации - это апогей ненависти, хуже только попытка физически уничтожить ставший неугодным народ", - сказал патриарх во вторник с трибуны проходящих в Совете Федерации X Парламентских встреч.

По словам предстоятеля, российское общество чувствовало связь с европейской культурой даже в непростые времена холодной войны и борьбы идеологий.
"Западная классическая литература, музыка, живопись всегда высоко ценились соотечественниками, воспринимающими европейскую культуру как неотъемлемую часть богатого христианского цивилизационного наследия. Так мы продолжаем воспринимать ее и ныне, несмотря на все происходящее", - отметил патриарх Кирилл.
Он выразил надежду, что "к тем, кто сейчас "борется" с Пушкиным, Достоевским, бойкотирует конкурсы Чайковского и отказывается исполнять Рахманинова, рано или поздно придет осознание постыдности и безумия совершаемых действий".