Найти в Дзене
Clarus_art

О культуре и ее восприятии.

Оглавление

Сегодня хочется затронуть важные термины, как Массовая или Поп-культура и Элитарная или Высокая культура. Абсолютно все в искусстве и медиа-культуре можно отнести к той или иной группе. Разберём детально каждый термин.

Кадр из фильма "Лучшее предложение".
Кадр из фильма "Лучшее предложение".

Элитарная культура.

Чтобы книга, фильм, картина могли носить звание Элитарного искусства, им необходимо иметь следующие признаки:

  • Не коммерческий проект.
  • Автор - профессионал в своем деле.
  • Сложность восприятия. (Не все поймут гениальность картины Васнецова Возвращение блудного сына, а там действительно есть на что посмотреть.)
  • И самое главное они представляют художественную ценность. То есть это произведения безвременны. (Комедии и Драмы Шекспира мы читаем до сих пор. А композиции Чайковского по сей день звучат со сцен театров.)

Неужели вся высокая культура сложна восприятию и заключается в классической музыке, живописи и театре? Если придерживаться консервативных взглядов, да. Но в век потребления границы размываются. Столько потрясающих фильмов, сериалов, мультфильмов, которые с годами не устраивают, потому что темы в них поднимаются вечные. И это применимо к любому аспекту искусства.

Элитарная культура давно перестала быть ориентированной только на касту избранных. Сейчас не нужно особой подготовки, чтобы посмотреть хороший фильм. Сейчас нужно его отыскать среди поп-культурных фильмов.

Массовая культура.

Это понятие моложе, чем Высокая культура, так как до начала ХХ в. не было банальной возможности потреблять медиа-продукт. Когда же началось распространение радио, видеомагнитофонов, телевизоров, газет, когда покупка книги стала доступна всем слоям населения, тогда начался расцвет поп-культуры, ориентированной сугубо на обширное потребление.

Произведения из поп-культуры имеют следующие признаки:

  • Создаются в коммерческих целях.
  • К ним не нужна совершенно никакая подготовка.
  • Они интернациональны.
  • Не обладают художественной ценностью.

Произведения в этой группе являют собой лишь момент сейчас, через год, десять лет о них не вспомнят. Это капсулы своего времени.

Сорокин в середине XX века говорил: «Как коммерческий товар для развлечений, искусство всё чаще контролируется торговыми дельцами, коммерческими интересами и веяниями моды… Подобная ситуация творит из коммерческих дельцов высших ценителей красоты, принуждает художников подчиняться их требованиям, навязываемым вдобавок через рекламу и другие средства массовой информации»

Раньше существовала четкая граница, за которую было просто не возможно переступить. Но сейчас она эфимерна. Эти группы имеют сильное взаимовлияние друг на друга. Продукт ориентированный на массовую аудиторию может стать элитарным, так как темы останутся актуальны спустя времена.

Пример: книга Филиппа К. Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах" и фильмы по ней "Бегущий по лезвию" и "Бегущий по лезвию 2049". Фильмы были коммерческим проектом, но спустя время оба фильма актуальны, за счёт поднимаемых тем. Фильмы и книга не ограничены временными рамками, следовательно представляют художественную ценность. Работает это и наоборот.

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию" 1918 г.
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию" 1918 г.
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию 2049".
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию 2049".

Работы Винсента Ван Гога известны всему миру. Его Звёздная ночь популярнейшая картина. Ее копируют, ее можно найти на блокнотах, футболка, да где угодно, если честно. А кто вспомнит картину "Красные виноградники Арле"? Или "Комната в Арле"? Лично для меня, они многим интереснее.

"Комната в Арле" Винсент Ван Гог.
"Комната в Арле" Винсент Ван Гог.

Эта живопись была ориентирована на элитарного зрителя, но одна конкретная картина стала массовой.

"Красные виноградники Арле" Винсент Ван Гог.
"Красные виноградники Арле" Винсент Ван Гог.

На этих примерах можно показать, как работает массовая и элитарная культуры относительно друг друга.

Массовая и элитарная культуры есть наша обыденность. Они неразделимы. Вы сами выбираете, что потреблять.

Надеюсь, это статья была интересна для вас, спасибо, что прочли до конца.

Подписывайтесь на телеграмм-канал (там Я публикую дополнительный контент), ставите лайки, комментируйте.

Всегда ваш Светлый.

Clarus