Найти тему
Азиатские мотивы

К сожалению, "Монстр"

«Монстр» 2021 года — дорама такая же сырая, как земля в роще, где полицейские находят первый труп. Лучшее, что «Монстр» может предложить зрителю — это интересную завязку в виде Декстеровского парадокса и клиффхэнгеры в конце эпизодов. Во многом благодаря этому какое-то время не хочется расставаться с сериалом. В ходе рецензии я расскажу о трёх проблемных точках дорамы, из-за которых она просела.

Жанр

Концепт звучит привлекательно: полицейский пытается разоблачить и арестовать своего напарника, подозревая, что тот — окружной маньяк. Жанры вырисовываются сами собой — это криминальный триллер с элементами детектива. Первые серии точно соотносятся с жанровыми условностями. От триллера здесь мрачная атмосфера, от криминала — элемент преступления, от детектива — путанные диалоги и желание подозревать каждого персонажа. Но чем дальше сюжет, тем меньше саспенса и больше света на площадке. Одних героев сменяют другие, место действия из окраины переходит в столицу, и вот уже перед нами совершенно иная дорама о «плохих властных людях», коррупции и интригах. Теперь это драма, причём и социальная, и семейная, и экзистенциальная — на любой вкус. И в этом первая проблема.

Примерно на середине (8-9 серия) меняется жанр. Иными словами: убирают то, ради чего я смотрю дораму, и вываливают то, что мне нахрен не надо. Даже не так, ЧТО НАХРЕН НЕ ЗАЯВЛЕНО НИ ЛОГЛАЙНОМ, НИ ЖАНРОМ. Две сюжетные линии объединяют парой флешбэков, будто бы всё взаимосвязано. Но нет! Сюжетом-то может и взаимосвязано, но никак не жанром. Желая копаться в тайнах пригорода и разглядывать отрубленные пальцы, с лёгкой руки режиссёра я вынуждена давиться присказками высокопоставленных лиц и их междоусобицами. А мне это не надо. Повторюсь, я на маньяков пришла смотреть, ало! Зачем мне душные заседания в светлых помещениях?

-2

Младший лейтенант — мальчик молодой

Перейдём к главному герою. Хан Джу Вон — молодой полицейский, которого отец заслал работать в глушь. Конфликт мог бы получиться очень даже интересный, ведь его отец — глава центрального отдела полиции, перфекционист и идеалист — вырастив из сына свою копию, отправил его подальше от столицы. И этот брюзгливый щегол приезжает на дорогой машине на окраину города, где остаться «чистым» ну никак не получится. Прикольно же! Окружение работает как антагонистическая сила, подталкивающая к действиям.

В чём здесь проблема — в отсутствии метаморфозов. Можно было бы найти в этом метафору «светлой стороны» главного героя, что он никогда не изменит принципам, как и своему аутфиту. Поэтому одежда на нём всегда белая, а сам он — на стороне закона. Но это исказит изначальный смысл, что даже в «идеальных» людях есть гнильца, а «далёкие от ареола», наоборот, честны и человечны. И в таком случае, если режиссёр закладывал эту мысль (а иначе нахрена ему нужны были 10-16 серии), Хан должен был постепенно отойти от своей брюзгливости. А так, получается, что он даже с подозреваемым в убийствах напарником сдружается, но из общей кружки не выпьет! Не доработали, обидно.

-3

Монстры в количестве

Маньяки, и антагонисты. Начнём с первых.

Истинный маньяк прописан сносно: у него есть мотивация и отработанное поведение, каким он является на людях. За его добродушием и тихушностью мало кто видит истинную натуру. Он настолько качественно вживается в роль добряка, что, рассказывая о приёмной дочери, которую убил, вызывает у зрителя искренние слёзы. Однако он тоже не проработан до конца как персонаж: нет объяснений, зачем он отрубал пальцы и аккуратно выкладывал их в правильном порядке перед домом семьи жертвы. Зачем заворачивал ноги в пакеты, сохраняя туфлям нетронутый вид. Зачем молчал о других, когда раскрылся сам.

Серийные убийцы — интересный пласт исследования в кино. Преступления в данном случае — фрагменты для разгадки мотивов, почерков и инструментов. Может в жизни и можно объяснить отрубание пальцев каким-то фетишем, но фильм на то и фильм, чтобы рационализировать эти поступки. И когда вместо прописанного персонажа нам продают задохлика со скотобойни, который отрубает, чтобы отрубить и прячет, чтобы прятать, (а потом ещё и сюжет выставляют, что не он тут — главное зло), мы не понимаем, зачем он вообще нужен. Мы в судмедэкспертов играем, или что?!

-4

Полицейский Ли Дон Сик проработан лучше, так как помимо мотивации имеет качественную предысторию. Однако, как только Хан поворачивается в его сторону, он начинает кривляться. Любая провокация в его сторону, и он уже ведёт себя подозрительно. На скуку это не похоже, что, мол, раз в деревне новенький, можно его разыгрывать. Он, действительно ведёт себя странно: заливает собственный подвал хлоркой, оставляет пятно крови жертвы в единичном экземпляре, подменяет дела о жертвах, регулирует видимость камер слежения и очень-очень-очень много времени ведёт себя, как идиот — давит психическую улыбку и разговаривает загадками. Это не поведение полицейского и не поведение брата, потерявшего надежду найти свою сестру, чьи пальцы разложили у его дома двадцать лет назад. Резон так себя вести — только напарника смущать, но зачем эту это нужно?

А затем, что Хан настроен слишком серьёзно. Дон Сик понимает, что мог бы быть таким, как он: оба знают закон, по-честному подходят к работе и искренны в желании наказать виновных. Они поэтому и играют в гляделки и повторяют фразы друг друга — потому что понимают, что оба похожи и находятся в одинаковом положении. Даже общественное недоверие расходится к ним обоим. Плохо, что эта химия ограничивается взаимными подтруниваниями и арестами. Как только напарники понимают, кто настоящий маньяк, вся эта недосказанность между ними развеивается, и они начинают вести себя как обычные напарники, напрочь позабыв о вражде и недоверии. Не было ни извинений, ни переосмыслений поведения, ни разговоров — они просто вдруг стали работать сообща. Брависсимо блять. Вкусно, спасибо.

-5

Финальный босс дорамы — Хан-старший. Властный, деспотичный, богатый. Его цель понятна, мотивация тоже. По идее, он должен был стать второй теневой стороной главного героя (первая теневая — Дон Сик), и его незаконные действия должны были натравить Джу Вона на мысль, что он такой же «не чистый», как и отец. Раз уж он всегда в пример ставил отца, а отец оказался с гнильцой, не должен ли полицейский сомневаться, нет ли в нём этой же гнильцы? Если бы такие сомнения хотя бы единожды проскочили в голове полицейского, это бы намного глубже раскрыло его характер. Но имеем что имеем. Главный монстр отбросил принципы, опустился в глазах сына и общественности и был побеждён.

-6

Всё-таки «Монстр» — удивительная дорама. Удивительная своей недоработанностью: в любом аспекте ей чего-то не хватает.

Ко всем пунктам, приведённым в рецензии, хочется добавить «к сожалению». К сожалению, у сюжета сменилась движущая идея. К сожалению, Джу Вон не «замарал руки». К сожалению, маньяк использовался для растяжения хронометража. Зная, как дорамы умеют удивлять, к «Монстру», учитывая его жанр и зачин, были особые ожидания. Режиссёр всё перечеркнул и кровью написал на стене: не раскатывайте губу, чаще всего всё заканчивается очень серо. Но хотелось-то всё равно другого.