Найти в Дзене

Оферта: кто ею пользуется и что она означает

Оглавление

Оферта — это, если по-простому, то «официальное» предложение. Нужна она для того, чтобы заключать договор без личной встречи и без подписи. Ее использование упрощает работу с клиентами, которые находятся на расстоянии: не нужно пересылать копии документов, нанимать курьера и совершать другие затруднительные при большом расстоянии действия.

Единых правил оформления оферты нет. В ней так же, как и в договоре, должны быть оговорены существенные условия: предмет договора, сроки, цена, условия получения, перечень или вид услуг. Кроме того, оферта также не может нарушать действующие законы. Поэтому при составлении оферты стоит обратить внимание на закон о защите прав потребителей, правила продажи отдельных видов товаров и правила о дистанционной торговле.

Подписью в оферте служить акцепт — согласие на договор. Как договор без подписи одной из сторон считается не заключенным, так и оферта без акцепта не имеет юридической силы. Что именно является акцептом иногда прописывают в оферте. Клиент ставит галочку на сайте или нажимает кнопку «оформить заказ», соглашаясь с условиями оферты, переводит деньги за заказ, вводит код из смс — все это можно считать акцептом.

-2
Особенно стоит обратить внимание на правила акцепта при работе в сегменте B2B. Просто галочки на сайте будет недостаточно, т.к. галочку мог поставить и тот, у кого нет на это на это полномочий.

Оферта бывает публичной и не публичной

Публичная оферта предполагает, что возможность заключить ее есть у кого угодно. Поэтому такой вид оферты, как правило, размещают на виду, например, на официальном сайте. Примером публичной оферты может быть и табличка у входа в кафе с информацией «Второй кофе бесплатно». Хозяин кафе не может отказать кому-либо из посетителей, сославшись на неопрятный внешний вид или пр.

Непубличная оферта — это предложение конкретному лицу. Например, предприниматель отправил на почту постоянным клиентам или кому-то одному оферту, что готов продать товар по специальной цене. Воспользоваться предложением может только адресат. Другим клиентам, которые тоже узнали об акции, предприниматель вправе отказать, т.к. предложение не было публичной офертой.

-3
Оферта подходит не для любого бизнеса и сделки. Когда речь идет об индивидуальных условиях, лучше заключить обычный договор.

Оферта не подходит, если:

  • Услуга нетиповая и условия меняются по каждого клиента. Например, пошив одежды;
  • Проводится купля-продажа или когда услуга предполагает двусторонний договор (медицинские услуги, покупка недвижимости и пр.);
  • Нет уверенности, что услуга может быть оказана или товар продан всем желающим;
  • Не всегда подходит при работе с B2B сегментов.
-4

Способы уберечься от потенциальных проблем с офертой:

  • Защититься от невнимательности клиентов поможет примечание о том, что акцепт является подтверждением того, что клиент ознакомился с условиями оферты и принимает их.
  • Если предложение для определенного круга (постоянных или новых клиентов, именинников и пр.), предложение ограничено сроком, количеством товара, это также стоит прописать в оферте.
  • В качестве акцепта следует выбирать действия, которые легко доказать в случае спора: оплата товара, СМС с кодом подтверждения, заполнение формы. Смайлик, уточнение условий (если у вас есть такие же, но с перламутровой пуговицей, то купила бы) или просто молчание не являются акцептом.
  • Прописывайте условия возврата денег за товар или неоказанную услугу. Например, предоплата при снятии брони менее чем за неделю не возвращается.
  • Если товар доставляет транспортная компания, в оферте это также стоит отразить.
  • Клиенты должны знать, что персональные данные могут быть переданы третьим лицам (транспортной компании, например).
  • Не менять условия оферты после акцепта. Например, взлетела цена на офисную бумагу. Повышать цену на уже оформленные заказы нельзя.