Росстат выпустил сегодня данные по индексу потребительских цен (ИПЦ) в 2022-м. Инфляция с конца 2021-го составила 11,94% (почти 12). С одной стороны, это не очень много: на пике в марте-апреле ИПЦ за последние 12 месяцев ИПЦ достигал рекордных за 20 лет 17,8%, и казалось, что это ещё не конец. Но вовремя повышенная ставка ЦБ и укрепление рубля из-за падения импорта (по причине санкций и ухода зарубежных компаний) и роста экспорта (по причине отсутствия санкций на нефтегазовую отрасль от основного нашего партнёра - ЕС, и высокие цены на её продукцию) позволило затормозить рост цен и даже обратить инфляцию вспять.
С другой стороны, 12% - это не так уж и мало. После 2003-го выше было только в кризисные 2008-й и 2015-й.
В разрезе категорий рост 2022-го выглядит вот так.
Разница между категориями кажется небольшой - разве что на плодоовощную продукцию цены упали (в 2021-м они выросли сильнее остальных). Услуги ранее отставали от инфляции, но в декабре догнали её из-за внеочередного повышения цен на ЖКХ (это должно по идее компенсироваться отсутствием индексации в июле 2023-го).
Посмотрим теперь в разрезе отдельных товаров. По ним доступны данные на 26-е декабря, то есть, практически за весь 2022-й. Сначала - продукты.
Как можно заметить, по основной массе товаров инфляция в районе 10-20%. Почему-то сильнее других выросли цены на маргарин. Всё это вроде как несколько компенсирует сильный спад цен на овощи (картофель, морковь и особенно капуста), но надо понимать, что это спад после прошлогоднего аномального роста (из-за неурожая, вроде как), и в первой половине 2022-го года цены на них были аномально высоки.
Источник данных - ЕМИСС, https://www.fedstat.ru/indicator/31448
Также отмечу такой негативный фактор: цены на водку и сигареты выросли ниже среднего, и очевидно, это один из факторов увеличения их потребления, что едва ли скажется положительно на состоянии общества. Впрочем, пока это только тенденции, поглядим, как будет дальше, возможно, на них повысят акцизы для пополнения бюджета.
Теперь посмотрим на непродовольственные товары.
На обувь и одежду рост цен примерно как на продукты, относительно небольшой. А вот всякие бытовые товары (мыло, зубная паста и т.д.) выросли процентов на 30-50. По технике всё очень по-разному. Всякие телевизоры-смартфоны даже подешевели (спасибо курсу рубля). А вот на автомобили цены выросли процентов на 30-40. Интересно, что цены на продукты деревообработки снизились - уж не следствие ли это санкций, запретивших их экспорт в ЕС. По крайней мере, в частности из-за них деревообработка стала 2-й по глубине спада отраслей нашей промышленности (после автопрома), процентов на 20.
На лекарства рост цен примерно такой же, как на продукты. На комуслуги и проезд - тоже (разве что самолёты подорожали несколько выше инфляции). А вот на гостиницы - явно ниже, в районе 5%. Немного неожиданно на фоне спада загрантуризма.