Немало обережных примет осталось от старины:
«На Крещение огня из дома не дают».
«На Крещение снег падает хлопьями – к обильному урожаю».
«Крещенским снегом тучнее гряды завали, овощам спорее будет расти».
«Кто во сне увидит расстеленные полотенца – тому предстоит дорога от дома».
«Кто во сне увидит прилетевшую птицу и севшую на крыше дома, то девушке – быть замужем, парню – жениться».
Беременные женщины – ходили по снегу, набирали в бадьи, а как растает в день Крещения – этой водой умывались.
В ночи до Крещения еще гуляет нечистая сила. Деревенский петух, воин, всегда денно-нощно на страже был!
Углем печным или мелом хозяин ставил кресты на заслонке печи, на косяках окон, на дверях, на дворе, на дверях хлевов, конюшен, погребов, подполий. Выкладывали кресты из березовых поленьев, щепок на тропе к дому, у колодца, у ворот. На столе – самая простая еда. Строгое молчание. Пока с вечерней службы не принесет кто-то из домочадцев святую воду из церкви и крещенские свечи.
Освященную воду пили все по очереди. Большую часть оставляли, хранили, веруя, она спасет от всяких болестей, от внезапных напастей.
В святочное время притворством, коварством брала нечистая сила. «Месяц на ущерб, а нечистая сила на свет» - напоминали старики. И если в каком-то дому малое дитя по ночам беспокойно спало, то непременно кто-то из домочадцев старался добыть голубую белку. Охотники, бывало, рассказывали, как голубая белка в зимнем лесу, в ветвях глухих елей молнией сверкала среди веток. Ее мех, принесенный в дом, как меч, рассекал путы злых чар. Злато-серебро, сияние, бессилило нечистую силу, гнало прочь.
Обычно бабушка умывала дитя принесенной из церкви на Крещение святой водицей и укрывала мехом голубой белки, приговаривая:
- Заря – заряница,
Гони криксы-ночницы
И жалостные, и корыстные,
И утаенные, и темные,
И неугомонные, и худосочные
В беличьи урочья.
Голубой белке
Их утоптати,
А младенцу (тут имя)
На здоровьице
И поспати.
На утро отмечали, что ребенок спал спокойнее. Да и в самом доме, казалось, прибыло света.