В 1961 году Евгений Моргунов снялся в короткометражке «Пес Барбос и необычный кросс». Актер был крайне впечатлен работой Леонида Гайдая, который держал в голове каждую сцену и предельно точно объяснял артистам, чего хочет от них на площадке. Да еще и сценарий сам написал. В общем, Моргунов сказал сам себе: «Я тоже так хочу!».
Он потратил три месяца на то, чтобы превратить рассказ Михаила Шолохова «О Колчаке, крапиве и прочем» в сценарий короткометражной комедии «Когда плачут казаки». Поддержать экранизацию согласилась Свердловская киностудия.
Съемочной площадкой стал небольшой хутор в 15 километрах от станицы Вешенской в Ростовской области. Выбор пал на него не случайно – только там в большом количестве можно было найти классические мазанки, будто сошедшие со страниц произведений Шолохова. Павильонов строить не стали. Все снимали на натуре.
– Когда из Свердловска в станицу приехал технический персонал, Моргунов уже был на месте, – вспоминает Ирина Колесникова, работавшая гримером на фильме. – Евгений Александрович – мужик такой интересный. Все шутками-прибаутками про себя рассказывал. Говорил: «В Москве представляюсь внуком Павлика Морозова и в любое государственное учреждение прохожу без препон и в троллейбусе без билета езжу». С Моргуновым вообще было легко работать. Некоторые режиссеры на моей памяти в позу вставали, а он открыто общался со всеми. Бывало, мы все сидим за столом, Моргунов подойдет к кому-нибудь из девушек, тронет за ушко и скажет в шутку какой-нибудь комплимент. Когда шутку правильно поймут, а когда оплеуху ему залепят.
ЛУЧШАЯ БОРОДА РАСТЕТ НА БОКУ У БУЙВОЛА
Порядок на съемочной площадке Евгений Моргунов завел такой: к 8 утра все уже должны встать, позавтракать и быть готовыми к съемкам. Актеров по очереди вызывали сначала к гримеру, затем к костюмеру. По сюжету женщины объявили мужикам бойкот, и те в отместку перестали следить за собой – ходили грязные, с большой щетиной. Чтобы поросль на лице выглядела естественно, актерам запретили бриться. Каково же было удивление гримеров, когда в первый рабочий день к ним зашел гладко выбритый ведущий актер Николай Горлов.
– Мы схватились за головы: «Завтра съемки, что делать?» – вспоминает Ирина Колесникова.
Решение придумал Моргунов. Он приметил мирно гуляющего поблизости буйвола. Его шерсть идеально походила на бороду!
– Мы стали брить животное и приклеивать шерсть к лицу Горлова. Получилась такая естественная стриженная небритость, – смеется костюмер.
Но своя борода у актера росла медленно. В итоге через три дня буйвол оказался совсем лысым.
ЕСТЬ АКТЕРОВ ЗАПРЕЩЕНО!
Чтобы прокормить съемочную группу, на площадку пригнали стадо из 10 баранов. Планировалось пустить их на суп, плов и котлеты. Однако у парнокопытных были другие планы.
– Все бараны разбежались, – вспоминает Ирина Колесникова. – Для них загон никто не сделал, вот они и ушли в поля. И не вернулись. Это, на самом деле, было очень печально. Мы несколько дней голодали.
Любопытно, что животных на съемочной площадке оставалось полно: курицы, петухи, козы. Но есть их было запрещено, потому что они тоже участвовали в съемках.
– Пришлось нам питаться вишней, чтобы совсем уж не опухнуть с голоду. А она кислая-кислая, – добавляет Колесникова. – Спасение пришло из Дона. Однажды мужчинам удалось выловить из реки сома длиной в четыре метра. Тут уж праздник живота был! Уху сварили. Вся группа наелась досыта.
СЪЕМКИ – НИЧТО, ЖАЖДА - ВСЁ
Следом за голодом на Моргунова и его коллег обрушилась еще одна напасть. В 62-м году лето в Ростовской области выдалось аномально жарким даже по меркам южного региона. Съемочная группа просто плавилась под палящим солнцем. И, как назло, в станице не оказалось ни одного колодца. Воду приходилось возить за десятки километров из административного центра. Когда очередной съемочный день оказался под угрозой срыва из-за всеобщего обезвоживания, вместо фразы «Мотор!» Моргунов скомандовал: «Давайте уже, наконец, выроем колодец!» В результате через 4 дня киношники были полностью обеспечены водой.
БУРЕНКА – ГРОЗА АКТЕРА
В одной из сцен фильма казак Федот Пантелеевич, оставшись без жены, впервые пытается подоить корову. Получается у него это с горем пополам. Снять этот эпизод тоже получись едва-едва. Когда актер Александр Гречаный присел рядом с коровой, та вдруг стала отмахиваться от назойливых мух. Хвост то и дело мелькал в кадре и постоянно хлестал актера по голове. Решение этой неожиданной проблемы вновь предложил режиссер. Моргунов приказал привязать к хвосту буренки… небольшую гирю!
– Сперва все шло хорошо. Гречаный, наконец, начал спокойно доить корову, - рассказывает Ирина Колесникова. – Но тут рогатая напряглась и со всей силы мотнула хвостом так, что гиря ударила Александра Васильевича по лбу. Хорошо, без серьезных травм обошлось.
Картину снимали три месяца. С каждым новым ЧП на площадке жизнерадостный и общительный Моргунов улыбался все реже. А под конец работы над фильмом, по словам, очевидцев, и вовсе ходил мрачнее тучи. Стоит ли удивляться, что после такого плачевного постановочного опыта «Бывалый» больше никогда не занимался режиссурой.
Автор: Данил Свечков – «КП-Екатеринбург»