Юристы считают, что есть и более насущные проблемы
Минюст доработал поправки к проекту приказа о новых правилах внутреннего распорядка (ПВР, действуют с 17 июля 2022 г.) в СИЗО, исправительных учреждениях и центрах. Министерство предлагает разрешить заключенным иметь при себе очки не в металлической оправе с пластиковыми (стеклянными) линзами с тканевыми (пластмассовыми) футлярами для очков. Предлагается также разрешить свидания заключенных с несовершеннолетними детьми (в сопровождении) – сейчас этот вопрос не урегулирован, и администрации принимают решение на свое усмотрение. Минюст уточняет, что вышеперечисленные разрешения будут распространяться даже на содержащихся в карцере.
Также документ предусматривает возможность подачи заявления о выдаче или замене паспорта гражданина РФ через администрацию следственного изолятора. «В случае отсутствия денежных средств на лицевом счете подозреваемого или обвиняемого расходы, связанные с оформлением паспорта, будут осуществляться за счет средств федерального бюджета», – уточняется в опубликованном проекте.
Ничего серьезно в статусе лица, принудительно помещенного в СИЗО, это не меняет, а предлагаемые изменения решают всего лишь некие «косметические» аспекты, заявил «Ведомостям» партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. По его словам, возможность за счет бюджета осуществить замену паспорта выглядит достаточно юмористично: «Государство изолировало человека и при этом считает, что только в случае отсутствия на его лицевом счете средств должно оформить паспорт за счет бюджета».
Находящиеся под стражей лица смогут подавать через администрацию СИЗО заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП. Но, как отмечает Горбунов, есть более глобальные проблемы, которые стоило бы решить. Например, устранить сложности доступа адвокатов к доверителям (большие очереди, долгое время доставки задержанного, бюрократия следствия и суда с получением различного рода разрешений на свидание), а также переполненные камеры, трудности доступа нотариуса в СИЗО и низкое качество видеоконференцсвязи.
Партнер, руководитель уголовно-правовой практики Key Consulting Group Вадим Егулемов считает, что предоставление заключенным дополнительных возможностей в вопросе осуществления своих «бытовых» прав и исполнения обязанностей, безусловно, следует воспринимать как позитивную меру. «Очевидно, гражданин не готовится к собственному лишению свободы, а потому оставляет большое количество нерешенных вопросов: от обязанностей по представлению налоговых деклараций до необходимости исполнения кредитных обязательств», – рассуждает юрист.
Подписывайтесь на канал «Ведомости»