В День российской печати решила вспомнить ещё одну историю из своей журналисткой практики, Материал «Человек и солнце» вышел в газете Ухта 30 декабря 2000 года
Сколько самых невероятных и удивительных историй может рассказать заслуженный пилот СССР, «Ухтинец века» в номинации «Промышленность и транспорт» Г. С. Мальцев. Но об этом событии Геннадий Степанович вспоминает с особой гордостью. Случай необычный. Но, наверное, так оно и должно быть под Новый год:
– 15 декабря 1981 года меня срочно вызвал командир авиапредприятия Николай Кузьмич Банбан: «Вот телеграмма министра гражданской авиации. Немедленно нужно вылететь в Грузию, в Тбилиси. Неясно, что за задание, но, сам понимаешь, министр простых задач не задает. Прошу, прилетишь, ознакомишься с работой, взвесь всё. Будут сомнения, откажись. Не лезь в авантюру. А то я еще от твоего двухвертолетного монтажа не отошел (речь идет об уникальной операции по установке 100метровой ретрансляционной вышки по трассе «Ухта – Надым»)».
Иду к себе, а в голове крутится мысль: что же там такое? Авария? Госграница? Военные? Всегда это сложности, нажим. Новый год бы встречать с легкой душой, а тут подарок от Деда Мороза».
В Тбилиси всё было окутано тайной. От встречающих удалось лишь узнать, что прибыл по вызову самого Зураба Церетели, народного художника СССР, лауреата всех имеющихся премий. При этом фамилию произнесли с особым почтением. Это один из самых уважаемых и, как потом смог убедиться, влиятельных людей Грузии.
Лишь на следующий день, после обеда с Зурабом Константиновичем, зашел разговор о деле. Оказалось, что на стелу высотой 60 метров необходимо установить 15-метровую скульптуру «Человек и солнце». Но помимо размаха творческой мысли были и другие причины спешного монтажа этого произведения искусства. Стела Церетели, отображающая 200летнюю историю Грузии, находится в трёх километрах от аэропорта. Вблизи производит потрясающее впечатление. Но, к сожалению, латунь со временем потемнела и издалека стела смотрится, как труба. Местные летчики рассказали мне, что ее называли даже «трубой крематория». Узнав об этом, Зураб Константинович решил спасать своё детище и установить на стелу фигуру юноши, держащего над головой солнце с огромными лучами.
Повозиться пришлось изрядно. Сначала необходимо было укрепить саму стелу и при этом не повредить горельефа. Трубу внутрь пришлось опускать частями. Когда скульптура была окончательно готова, уже в январе мы приступили к монтажу. И тут Зураб Константинович решительно заявляет, что фигуру надо установить лицом на север. Шеститонное сооружение и так разместить – задача не из легких. Прошу объяснить, почему. И получаю ответ: «Для Грузии солнце восходит с севера» (оказывается, эти слова сказал первый секретарь компартии Грузии Э. Шеварнадзе).
Ухтинский экипаж Ми10 с честью выдержал испытание. Нужно сказать, Зураб Церетели принимал нашего вертолетчика со всеми почестями, и любые сложности в работе разрешались сами собой, лишь одним телефонным звонком. Когда из-за сильного ветра сломались лопасти вертолета и требовался двухмесячный ремонт, в течение двух дней военные прислали Ми6 и заменили недостающие детали. На прощание Зураб Константинович закатил для Геннадия Мальцева настоящий пир, не слушая никаких возражений.
До отлета самолета (ухтинец спешил домой) осталось всего полтора часа, а тут – пока столы накрыли подобающим образом, потом тосты – меньше 10 минут не бывает. Посматривая с грустью на часы, Геннадий Степанович понял, что улететь сегодня ему уже не удастся. Хозяин же стола был невозмутим и утверждал, что всё будет в порядке. И когда после отлета рейса Мальцева прошёл час, Церетели посадил гостя в джип и торжественно доставил на борт. Несчастные пассажиры этого рейса все это время провели в самолете…
Кстати, 10 мая будем отмечать 85 лет (1938) со дня рождения Мальцева Геннадия Степановича, лётчика, заслуженного пилота СССР, отличника Аэрофлота, лауреата конкурса «Ухтинец ХХ века».