Советский кинематограф долго доказывал зрителям, что только в нашей стране имеется самый справедливый в мире суд, который не может ошибаться, да и следствие ведут только "знатоки". Однако бывали фильмы, резко выбивавшиеся из общей канвы. Увы, они часто шли вторым экраном, оставаясь незамеченными.
Вспомним для начала известные фильмы, которые тоже можно назвать необычными для своего времени. Картина Иосифа Хейфица "Дело Румянцева" в 1955 году произвела на кинозрителей не менее сильное впечатление, чем вышедшее за два года до этого "Возвращение Василия Бортникова". В том фильме 1953 года Всеволода Пудовкина кинозрители впервые за долгое время увидели на лице главного героя шрам, что было немыслимо для сталинского кинематографа с поющими колхозниками и идеальными городскими героями, часто живущими в огромных квартирах в центре Москвы. А в "Деле Румянцева" впервые показали следователя, который цинично "шил дело" честному человеку и вел себя с ним грубо - ничуть не лучше царских жандармов в фильмах о революционной борьбе.
Через несколько лет зрителей ожидал и еще больший шок - фильм Леонида Аграновича и Владимира Семакова "Человек, который сомневается", в котором самый гуманный в мире суд приговорил к расстрелу невиновного парня Бориса Дуленко (Олег Даль) за изнасилование и убийство. В первоначальной озвучке на вопрос нового честного следователя (Георгий Куликов) о том, почему же Борис подписал признание на первом допросе, парень отвечал с болью: "А если бы вас били сапогами в лицо?" Фразу потребовали переозвучить, но боль в глазах героя Даля уже не вязалась с каким-то глупым и неубедительным объяснением собственной изначальной слабости. И все-таки это были фильмы еще с изрядным налетом романтики. В них непременно появлялись немолодые, честные следователи-коммунисты, которые доискивались до правды и освобождали невиновных, а все кругом им в этом помогали. Позднее советский кинематограф подарил несколько лент, где сами обстоятельства расследования дела, суды или последующие события производили особо сильное впечатление, поскольку отличались от того, к чему зрители давно привыкли.
Карпухин
Лента кинорежиссера Владимира Венгерова о расследовании ДТП и суде. Водитель грузовика Карпухин сбивает на темной дороге пьянчугу, который выскакивает прямо перед колесами. Такие дела в СССР почти всегда заканчивались осуждением шофера вне зависимости от того, был ли он виновен в реальности, и нарушал ли ПДД сам пешеход. Вот и Карпухина ведут на голгофу. К примеру, прикрепляют к делу упоминание о том, что шофер был пьян, хотя экспертизу никто не проводил, что является грубейшим нарушением закона и правил ведения подобных дел.
В фильме несколько замечательных актерских работ. В роли несчастного Карпухина сибирский, а впоследствии и ленинградский актер Василий Корзун - чуть ли не единственная его главная роль в кино. Совершенно нетипичный следователь в исполнении молодого тогда выпускника режиссерского отделения ВГИКа Сергея Данилина. Перед нами лопоухий и некстати улыбающийся молодой человек, которому доверена судьба подследственного. Жемчужина фильма – судья в исполнении звезды советского кино Александра Борисова (животновод Лапин, "Верные друзья"). На обсуждении приговора он убедительно и с улыбкой объясняет народным заседателям, что хотя доказательств вины Карпухина, может, и нет, его все равно надо посадить... чтобы другим неповадно было. А Николай Еременка-старший столь же замечательно играет "умирающего" от неизвестной болезни прокурора, гордящегося честностью и не задумывающегося о том, что ломает жизнь невиновному человеку.
Допрос
Еще одна совместная режиссерская работа - ленту сняли знаменитый советский кинодраматург Рустам Ибрагимбеков и режиссер Расим Оджагов. Хотя это азербайджанский фильм, главную роль следователя Сейфи Ганиева здесь исполняет артист МХАТа Александр Калягин. Он ведет досудебное расследование по делу человека, которого обвиняют в хозяйственных преступлениях.
Фильм необычен для "брежневского СССР" по многим причинам. Начнем с суммы украденного у государства, которую озвучивает герой Калягина - подследственный украл около миллиона (!) рублей. А ведь действие разворачивается в конце 1960-х, когда средняя зарплата советского человека составляла 100 целковых. Лента демонстрирует во всей красе тотальную коррупцию в Азербайджане, круговую поруку, оборотистых местных дельцов, ставших настоящими шахами хозяйственных и партийных руководителей, чудовищные взятки, привлекаемых к разврату несовершеннолетних девочек и прочие ужасы, о которых на момент выхода фильма на экраны говорить было строго запрещено. Тем удивительней, что за эту работу в кино Калягину вручили Государственную премию СССР. Ленту снимали по личному заказу Гейдара Алиева, который хотел показать, какую громадную работу по борьбе с коррупцией в Азербайджане он проделал, когда стал первым секретарем.
Поворот
У Вадима Абдрашитова имеется несколько уголовных драм. которые надо обязательно смотреть. Это и "Слово для защиты" с Мариной Нееловой и Галиной Яцкиной, и "Охота на лис" с прекрасным Владимиром Гостюхиным, и нашумевшая в свое время картина "Остановился поезд" с Олегом Борисовым и Анатолием Солоницыным. "Поворот" - менее популярная лента, главные роли в которой исполняют Олег Янковский и Ирина Купченко (в том же 1978 они сыграли супругов в «Обыкновенном чуде» Марка Захарова).
Снова в центре сюжета ДТП. Жизнь обычной советской семьи раскалывается за несколько секунд - муж сбивает насмерть старушку. Начинается следствие, допросы. поиски хорошего адвоката. попытки получить заступничество у высокопоставленных знакомых, откупиться от семьи погибшей. Герой проходит все стадии психических мучений, включая и последнюю - смирение перед своей участью. Реалистичность отражаемого на экране это отличительная особенность большинства работ Вадима Абдрашитова, как и крепкая литературная основа его постоянного соавтора Александра Миндадзе.
Соучастники
Герой фильма молодой парень Анатолий (Сергей Колтаков) уже давно находится в заключении. И вдруг признается следователю (Леонид Филатов) в том, что много лет тому назад совершил убийство. Да не один, а в компании друзей, имена которых он теперь честно выкладывает. Но все эти люди уже давно ведут спокойную и добропорядочную жизнь, они создали семьи и заставили себя обо всем забыть. А теперь их начинают тягать на допросы. Более того, всех их ожидает суд и длительное тюремное заключение, если вина будет доказана, и те самые "соучастники" просто не понимают, за что их жизни разрушены.
Первый фильм, в котором можно оценить актерский талант Сергея Колтакова - одного из самых мощных артистов позднего советского, а потом уже и российского кинематографа. Увы, ему не удалось полностью реализоваться, как в силу собственного тяжёлого характера, так и в связи с изменениями в жизни отечественного кино. Но в этой интереснейшей ленте 1983 года Инессы Туманян масштаб актерского дарования Колтакова раскрывается во всей своей глубине.
Христиане
Телефильм Юрия Сергеева и Лидии Ишимбаевой, поставленный по судебному очерку Леонида Андреева. В центре происходящего на экране процесса проститутка Пелагея Караулова, которая неожиданно отказывается называть себя христианкой давать присягу, так как она является представительницей первой древнейшей профессии. Естественно, что в зале суда данное заявление вызывает немалый переполох.
Действие, само собой, разворачивается в дореволюционной России, где вероисповедание имело большое значение. Данный телеспектакль 1969 года известен намного меньше, чем одноименный фильм Дмитрия Золотухина 1987 года, снятый уже во времена перестройки. Исключительно точные актерские работы Николая Пажитнова, Петра Аржанова, Анатолия Ромашина, Игоря Охлупина, Светланы Немоляевой и, конечно же, исполнительницы главной женской роли Светланы Мизери.
А какие уголовные драмы в советском кино вам понравились больше всего?
Дорогие друзья! Подписывайтесь на канал, поддержите его существование и развитие!