Практика после 4-го курса…
Сессия, последняя экзаменационная сессия за все годы учебы так или иначе, но была сдана. Впереди маячила дипломная практика длиной на полгода. Но так уж повелось, что наш учебный курс был какой-то экспериментальный, всю дорогу во время учебы менялись учебные планы, появлялись новые предметы, а какие-то вообще исчезали навсегда, вот и практику последнюю нам решили подрезать до 4-х месяцев. Обычно она длилась до нового года, а тут было решено, что нефиг нам балдеть так долго, вполне хватит и четырех месяцев, что бы насобирать материал для диплома или дипломной работы. Было немного обидно. Ведь гулять так гулять, а тут два месяца у нас украли. Ещё меня мучил один вопрос. Ведь я так и не прошёл геологическую практику после первого курса из-за армии, а их было аж целых две. Раньше говорили что это задолженность и её нужно успеть за время учебы восполнить. И пара ребят из нашей группы, типа таких как я армейцев, из-за службы не прошедших эту практику, успели это сделать после второго курса учебы. А я тогда тормознул. Решил, что время еще будет. Вот оно и подошло. Я был весь в сомненьях. Иногда в голове мелькала мысль, а вдруг всё это уже все забыли и может как-то само замотается, забудется, глядишь проскочу. С другой стороны пугала мысль, вдруг не допустят потом до госэкзамена и защиты диплома из-за этой никчемной малости.
Ну и я решил пойти после пересдачи электроразведки в деканат, выяснить что делать мне с этой чертовой практикой, тем более что их было две, рассчитанные на полтора месяца как минимум. Видимо я тогда допустил ошибку, зря пошел. А так, все тот же замдекана по учебной части, с которым я имел всю дорогу дела по восстановлению в институт, пересдаче экзаменов и прочим делам, услышав мою историю, тут же записал меня в группу первокурсников на геологическую практику, даже на две, как и было задумано. Короче полный аллес. Что радовало. Первая практика, по общей геологии, раньше проходящая в горах Кавказа по Военной Грузинской Дороге ( ВГД ), в связи с уже неспокойной обстановкой в тех местах, стала носить местный характер и проводилась в Москве и Подмосковье. И это радовало. Длиной она должна была быть всего две недели. А вот практика по региональной геологии проводилась опять в Кисловодске и почти целый месяц. И это меня тяготило и даже пугало, ведь всё это я должен был пройти в ущерб дипломной практике, которая итак должна была кончиться октябрем, начавшись с первого июля. Короче выходила большая непонятка. Ну да ладно, первую часть я решил пройти, тем более что она начиналась в конце июня и была местного значения. А потому, не успев особо передохнуть после сессии, я уже с молодежью первого курса ездил и ходил по геологическим маршрутам, изучал геологию местных районов области и прочую геологическую теорию, которая отчасти повторяла то, что я ранее изучал на разных курсах учебы. Попал я в группу к студентам после первого курса. Все они были для меня как дети, им было лет 17-18 от силы, а мне уже 24. Я был наверно ближе по возрасту к двум преподавателям, что вели у нас практику, а это были молодая женщина лет около 30-и и парень, который был старше меня года на два и я его еще помнил студентом, когда учился сам на первом курсе а он курсе на третьем.
Ну да ничего. Это было все просто. Маршруты у нас были не очень далекие и занимали обычно половину дня или чуть больше. В Москве был всего пара походов, насколько я помню мы бродили вдоль Москвы-реки в Крылатском, как раз по тем местам, только с другой стороны реки, где я когда-то купался в этой воде, работая в КГЭ в отряде электроразведки у Славы Андреева. А второй маршрут был в Коломенском. Преподаватели нам рассказывали о деятельности реки, мы наблюдали несколько речных террас, которые вода проделала за сотни, а может и тысячи лет своей геологической деятельности и оставила след на крутых берегах. Так же мы собирали прибрежные минералы и породы, которые попадались по пути, для коллекции и зачета по практике. Это пожалуй был самые простые и приятные маршруты. Все остальные были уже в Подмосковье. А это каждый раз поездки на электричке не менее часа от города да плюс проезд до вокзала, а потом сам маршрут на местности и дорога обратно. Приходилось с собой брать воду и еду, ну и тетрадочки с карандашами и ручками, для ведения геологического журнала. Итак, где же я побывал. В Подольске, вернее недалеко от него, там была река Пахра и местный карьер. Опять наблюдали геологические отложения реки и собирали минералы и породы в карьере недалеко от р.Пахры. Потом был карьер под городом Дмитров и еще недалеко от Коломны, где мы выходили на ж/д остановке Конев Бор, там тоже был глубокий заброшенный карьер. Был и двухдневный поход в сторону Оки, откуда нас должен был в Москву довезти теплоход, но в этот маршрут я не поехал, прогулял, а за ним так получилось из-за неразберихи я пропустил еще какой-то однодневный маршрут, сославшись на то, что ездил на работу, где должен проходить преддипломную практику. Мне тогда поверили, потому что я был на особом положении и не ругали за прогулы двух маршрутов. Но и того что было мне хватило. Несколько занятий было в институте. Обычно после маршрута в область был день камеральных работ. Так что все это затянулось недели на две. Ну а в конце был зачет. Причем реальный. Почти как зачет с оценкой во время учебы. До этого у нас не было такой практики, где нужно было серьезно готовиться. А тут были вопросы по теории, а еще давали в нагрузку к билету где было 2 вопроса три камня из тех карьеров, где мы побывали на маршрутах, их нужно было правильно назвать и описать их геологические свойства.
Всё это было успешно мной сдано и получена оценка 5 баллов, так как подобных геологий и минералогий я за 4 года учебы прошел немало и в голове что-то оставалось к тому моменту. Сдал я этот зачет самым первым из группы и вроде как был всем доволен, что одну практику я спихнул так просто, правда в ущерб каникулам или дипломной работе. Ну а вот дальше, дальше нужно было ехать в Кисловодск. Ко мне подошел староста группы из первого курса, с которыми я проходил практику и спросил, брать ли на меня билет в Кисловодск, делали они это организованно, что было в общем-то правильно. На это даже выделялись деньги из института. И тут я засомневался. А нужен ли мне этот Кисловодск. Опять туда ехать почти на месяц. Так и лето все пройдет. А как же каникулы и дипломная практика. Хотя конечно про дипломную практику я немного привираю. Тут мне конечно повезло. Время такое было, что студентов уже практически не распределяли никуда и спрашивали, сможем ли мы сами собрать дипломный материал, кто не знал где и как и откуда его взять их все же таки отправляли куда-то на производство, но многие были как и я, дети геологов и геофизиков и родители могли поспособствовать и достать материал для диплома итак или пристроить свое чадо в какую-нибудь контору без участия института. Так и мне в этом плане повезло. Батя сказал, что постарается все найти у себя в конторе, а потому подразумевалось, что я вообще никуда не буду ходить, материал для диплома мне найдет отец, останется только написать его по плану, но это почти через год. Так что я собирался неслабо отдохнуть летом, а тут какой-то Кисловодск корячился. Я ходил грустный по коридорам института и думал что же делать и тут я повстречал одного знакомого с которым учился на втором курсе. Он тогда ушел на геологическую специальность, а я забрал документы вообще, это было двумя годами ранее, даже больше. Так вот, этот Леша мне посоветовал начальнику геологической практики заслать бутылочку хорошего коньяка, пойти с ним поговорить, так мол и так, дескать не могу уже никуда ехать, нужно писать диплом, материал для него добывать, зачтите заочно геологическую практику и отблагодарить. Леха говорил, что мужик этот вроде как пьющий и понимающий и все будет нормально. Конечно мысль была интересная. Но я до сих пор ни разу в жизни ни с кем ни о чем не договаривался вот так, тем более взяток не давал. Это была проблема. И я конечно испугался идти по такому варианту и просто не поехал в Кисловодск, сказав старосте группы что бы билет на меня не брали. Короче я подвесил ситуацию за одно место. Ведь через год меня могли тормознуть и не допустить до госэкзамена и возникал второй вопрос, а на фига я тогда прошел первую практику и потратил на это время. Не знаю, ответа у меня не было, но тогда я решил вот так. Я понимал, что это может быть большая засада, но надеялся на лучшее, что всё замотается как-то за год и никто не вспомнит ни о чем…
Так что со второй недели июля учеба для меня наконец закончилась.
Ну и понеслось всё как обычно. В это лето мы играли в большой теннис очень много. Наверно напоследок, ведь это были последние каникулы. Сашка медик к этому времени тоже отстрелялся в своем меде и выходил на корты почти каждый день. Дима после неудач с госэкзаменом наконец отошел от него и так же играл с нами в эти погожие солнечные деньки почти каждое утро, принося с собой бутылочку воды с лимоном, утолять жажду на жаре. Еще и брательник вдруг оживился. У него тоже организовалась какая-то своя компания любителей большой ракетки и я стал ездить вечерами к ним в Крылатское, там было много теннисных кортов, правда платных, где мы бились обычно парами два на два или пока мы ждали ребят, я крушил брата в одиночку. К тому времени я неплохо натренировался у себя на кортах и к удивлению брата, играл сильнее чем он. Что и говорить, хорошее было время. Последнее лето детства. В выходные конечно опять была дача, одна из двух, где можно было полежать позагорать, поплавать в местных прудах в холодной водичке. Все как и раньше. Жизнь продолжалась и била ключом. Вечерами я конечно же не забывал и школьный двор, с его извечно полу-спортивной тусовкой, состоящей из многих поколений выпускников нашей школы и пока еще учащихся старшеклассников. Даже удивляюсь, как я успевал тогда в течение дня много где побывать и с кем пообщаться. Ближе к августу я вдруг решил заняться одним вопросом, экстерном сдать экзамен на водительские права. Отцу вроде на работе обещали пригнать из-за границы бэушный автомобиль. Времена были такие, что предприятиям развязали руки и дали доступ к валютным счетам, если таковые у них имелись. И вот на работе, где работал мой батя решили купить на эти бабки автомобили в Европе, конечно не новые, и пригнать их сюда в страну и продать за символическую цену своим лучшим сотрудникам. Батя конечно же записался в это дело, ему даже обещали что это будет иномарка, но водить машину в нашей семье никто не умел. А потому решили, что пока есть свободное время у меня, то можно попробовать сдать экзамены экстерном, сначала теорию, а потом, при удачной сдаче и вождение. Я думал так, если сдам правила, то потом брат меня за месяц научит водить. А потому сначала накупил пособий разных по ПДД и подбил под это дело нашего старосту группы Андрюху, что бы не скучно было сдавать экзамен одному. Сначала мы с ним прошли медкомиссию. Потом подали заявку на экзамен в нужном организации расположенной на Волгоградском проспекте, заплатив за все за это совсем небольшие деньги, подали туда документы и месяц нужно было ждать этот компьютерный экзамен. Вот я в свободное время и учил эти правила ПДД, билеты и ответы на них. Вроде как и отдыхал и был при деле все лето короче. Развлекался как мог. Надо сказать, что машины из Голландии пригнали гораздо раньше, чем я должен был сдать экзамен по ПДД. И бате досталась старая ВОЛЬВО 343, уже немного гнилая, таких привезли тогда три штуки, а остальные были вообще убитые экспортные Жигули. Выбор был так себе. Тачку мы загнали к брату в гаражи, так как водить её у нас было пока еще не кому и хранить тоже негде. В общем та еще история. Но брат говорил, что это все равно хорошее вложение денег и готов был у нас купить эту машину в любой момент, по цене дороже чем нам она досталась раза в четыре. Так что мы особо не волновались ни о чем тогда, разве что тачка стояла не у нас под присмотром а у брата. Месяц пролетел быстро, и мы с Андрюхой в один прекрасный день пошли сдавать эти ПДД. И оба провалились. То есть даже теорию мы не сдали. А пересдать можно было только через месяц. И настрой у нас тогда совсем пропал. Андрюха да и я решили, что так у нас ничего не получится. А идти в автошколу было уже поздновато, через месяц с небольшим должна была начаться опять учеба и не хотелось одновременно с этим ходить на вождение. Короче прикинув что по чем, в конце лета машину мы с отцом продали нашему двоюрному брату и так и не поездив особо толком на своем авто мы с ним распрощались навсегда…Правда машина оказалась в целом так себе. Брат от нее избавился уже через полгода, потому что она пошла в развал и вразнос. Но так как это была иномарка, а тогда на них еще был дефицит и большой спрос он перепродал ее какому-то своему знакомому бизнесмену с приличным профитом и машина ушла из нашего поля зрения окончательно. Такая вот была у нас в тот год еще и автомобильная история. А потихонечку лето и закончилось. Но до начала учебы оставалось еще около двух месяцев. Осенью конечно стало не так весело как летом. Погода уже не та. Спорт и дача ушли на второй план, остались только воскресные футбольные баталии для больших фанатов кожаного мяча. Друг Дима пошел искать работу. Сначала он устроился ночным сторожем в школе на улице Губкина или Ляпунова. Там ему было очень скучно поздними вечерами и ночами. И он часто звонил мне по телефону и предлагал зайти к нему в школу поиграть с ним там в настольный теннис. Но ехать на ночь глядя ради этой игры куда-то к Диме мне совсем не хотелось и я обычно вежливо отказывался. Так страдая от скуки на работе Дима там протянул всего месяц и уволился и устроился в типографию у метро Пушкинская вроде в Московскую Правду снова сторожем в ночь. Там ему тоже не понравилось, платили мало, очень шумно и через месяц он опять уволился. Но все это время мы продолжали частенько днем с ним видеться и как всегда коротать время у него в квартире за столом под бутылочку чего-нибудь. Получалось так, что я постепенно догонял его, я перешел на пятый курс, а он его не закончил. Наконец Дима нашел новую работу. Теперь он работал курьером, который ездил по государственным конторам и развозил в них документы для открытия новых коммерческих организаций. И эта работа у него пошла. Дима был очень коммуникабельный человек и быстро научился проходить во все эти конторы без очередей, завел там нужные знакомства, стал везде своим и много и быстро успевал регистрировать документов для открытия фирм, втянулся в работу, стал неплохо зарабатывать, об учебе пока не помышлял. Но зато и времени свободного у него стало меньше. На какое-то время мы стали видеться снова редко. У Сашки медика с сентября началась учеба, так что он тоже стал не частым гостем нашей компании. Ну а остальные персонажи к тому моменту пропали окончательно из нашей бригады любителей простого безделья. Так что становилось уже и немного скучно. И вот наступил ноябрь и у нас началась учеба. Эта учеба носила полуофициальный характер. Она вроде как не считалась учебным семестром, который должен был начаться в январе. Это нам придумали на два месяца особый спецкурс по спецпредметам, укоротив дипломную практику. Но все равно нужно было ходить в институт, то ли два то ли три раза в неделю на две пары в день до Нового года. Вот так вот и прошли незатейливо практика и каникулы тем летом и осенью…А впереди был последний пятый курс, что он должен был мне принести и чем закончиться. А бог его знает. Я надеялся на лучшее, хотя понимал, что всякое может быть. Димин пример с госэкзаменом был в этом плане показателен и я понимал, что впереди у меня ещё могут вылезти всякие неожиданности
4