Продолжаем https://dzen.ru/a/Y8Ax5_xXOxPQJqlZ
На чём ехать? Я однозначно за поезда. Это сейчас самый комфортный, безопасный и быстрый способ передвижения.
Автомобиль надо серьёзно готовить (и знать, как). Надо продумывать места стоянок (и там может оказаться далеко не фонтан). И передвижение на автомобиле на большие расстояния — это сильный стресс для всех.
С автомобилем есть ещё такое важное ограничение: ты привязан к автомобилю.
Куда бы ты ни ушёл (в горы, по реке, в лес), ты всё равно должен вернуться к точке входа, к автомобилю, чтобы забрать его.
Двигаясь пешком и на общественном транспорте, ты свободен, ты можешь резко поменять маршрут, идти вперёд, дальше, а не назад.
Современные поезда — вполне комфортные, даже электрички.
Несколько лайфхаков.
Если вы едете в плацкартном вагоне, даже на боковом месте — вы можете использовать простыню как балдахин, как средство, чтобы отгородиться от прохода, заправив верхнюю грань простыни под матрас на верхнем месте. Если вы занимаете всё купе в плацкартном вагоне, можно отгородить одеялом всё купе, и это почти не будет отличаться от поездки в купейном вагоне.
Если вы покупаете билет в купе, попробуйте выяснить, нет ли в этом купе "запасного выхода". В таких купе окна полноразмерные и не открываются. На стоянках, когда нет движения и не работают кондиционеры, может быть некомфортно (а стоянки могут длиться и часы, посмотрите расписание). Билеты в такие купе лучше не брать, чтобы иметь возможность контролировать поступление кислорода. В проходах проводники окна открывать не разрешают.
Ниже — непростая фотография. Я специально дежурил у окна, чтобы сделать её. Это линия в обход соседней страны, построенная после 2014 года (в Википедии до меня не было иллюстрации).