Найти в Дзене

ЧЕБУРАШКА СНОВА С НАМИ

Это было здорово! Увидеть снова на экране того обаятельного героя, вместе с которым прошли твои юные годы. Легендарный Чебурашка – порождение фантазии писателя Эдуарда Успенского – вновь стал «звездой» экрана. На сей раз – главным героем фильма, который так и назван в его честь «Чебурашка». Было приятно видеть заполненный зрительный зал кинотеатра «Аврора», в котором посчастливилось увидеть это яркое и доброе кино. Смеялись все, хором. И замирали, сочувствуя непростым отношениям ущастого персонажа с окружающей реальностью.

Картина режиссера Дмитрия Дьяченко сотворила настоящий кассовый бум, собрав за первые десять нового года более трех миллиардов рублей, став тем самым самым кассовым российским фильмом в истории. Но дело даже не только в очевидной популярности этой главной ленты новогодних каниул, а в том, с какой охотой зрители – и стар, и млад – отравлялись смотреть ленту о новых приключениях давнего и любимого героя.

За те годы, что мы виделись с Чебурашкой, он приобрел видимый компьютерный лоск, явно посещал стоматолога и очень заботился о состоянии своего меха. Особенно удались нынче нашему любимцу уши, ставшие едва ли не главным его инструментом воздействия на окружающих его представителей рода хомо сапиенс. Конечно, времена, прощедшие с момета его литературного и кинорождения, изменились. И сюжет, придуманный создателями нынешнего фильма, более относится к эпохе рыночных отношений и злой конкуренции, но и в нем нашлось место для рассказа о том, как нежданно-негаданное появление (буквально свалился с неба) непонянтного существа в доме садовника Гены в буквальном смысле слова меняет жизнь всех, кого встречает на своем пути Чебурашка.

Сергей Гармаш, который стал Геной, хорощ в роли угрюмого блюститетеля природы в дендрарии, и, собственно, перенимает эстафету своего тезки-крокодила. Нынче у него дочь Таня (Полина Максимова), которая делает самый вкусный в мире шоколад, но которая никак не может простить отцу некие поступки его юности. А есть еще у Тани муж Толя (Сергей Лавыгин) и сын Гриша (Илья Кондратенко), который никак не может начать говорить. Вы уже догадываетесь, что именно появление ушастого спутника Гены и позволяет наладить отношения папы и дочки, а заодно пробудить речь у мальчика. И все было бы хорошо, если бы не появление в кадре современной старухи Шапокляк, нынче преобразовавшейся в капризную даму Римму, владелицу шоколадной фабрики. То есть прямой конкурентки магазинчику Таниного семейства. Многие умные криики сразу увидели в этой дамочке, остроумной изображенной Еленой Яковлевой, явные отсылки к некоторомы персонажам западного кино. Заметим попутно, что и весь фильм в целом напоминает о вечных бродячих сюжетах и персон мирового кинематографа – от «Инопланетянина» до «Чарли и шоколадной фабрики». Но какое дело до этого и юным зрителям, и взрослым, которые во время просмотра нашего «Чебурашки» думают о своем мире, тревожат собственные воспоминания, а не разбираются с чуждыми для них ассоциациями.

Дмитрий Дьченко умеет создавать зрелище, в котором каждый зритель разного возраста найдет свое (вспомните его «День радио» и трилогию о последнем богатыре). Детвора будет радоваться тому, как Чебурашка (блистательно озвученный Ольгой Кузьминой) чистит и поглощает апельсины, попутно осваивая русскую речь вместе со словарем Даля. Зрители постарше смогут полюбоваться прекрасными панорамами южных берегов нашй Отчизны, включая сочинский дендрарий, попутно наблюдая перипетии борьбы на рынке шоколадных конфет. А те, кто годится им в папы и мамы, а также в дедущки и бабушки, будут с напряжением вылавливать из фильма явные отсылки к прежним приключениям Чебурашки и Гены, их «советскому» прошлому, вплоть до самого финала, в котором и прозвучит, пожалуй, самый знаменитый анекдот про этих двух персонажей, ставших органичной частью советского фольклора. Помните? Едет Гена на велосипеде, а у него на руле сидит Чебурашка. Их останавливает милиционер и напоминает ездокам о правилах дорожного движения. Продолжение, думаю, известно всем, кто хотя бы раз видел мультиэпопею про крокодила и его друга.

И когда Сергей Гармащ с экрана вдруг запоет песенку про день рождения, то в зале раздадутся не только аплодисменты, но некоторые зрители просто-напросто начнут подпевать это нехитрой, но такой искренней и доброй песенке. А Чебурашка будет отмечать вместе с своими новыми друзьями и новой семьей день рождения. И как здесь не порадоваться тому, что в фильме все закончилось более или менее благополучно. И даже шапокляк Римма появится на экране с покаянными словами. Хотя временами она ничего кроме ненависти зрительного зала не вызывала. Ведь именно она затеяла войну против Гены и его дочери, желая приобрести Чебурашку для своей капризной внучки. И здесь уже всем было не до смеха настолько, что даже главный ушастый герой, тяжело вздыхая и грустно моргая глазками-бусинками, вымолвит: «Как трудно быть человеком!».

Однако сказка на то и сказка, чтобы в ней содержался «намек, добрым молодцам урок». Если угодно, главный смысл рассказанной со смехом и грустью историей. О том, что главное в жизни человека – это те люди, которые рядом с ними, его родные, близкие и друзья. Их благополучие и улыбки на их лицах важнее любых наград и призов, любой прибыли и доходов.

Однако нашлись какие-то убогие критикессы и не менее ограниченные и завистивые деятели отечественной анимации, которые начали разбирать образ обновленного Чебурашки с точки зрения…эстетики и семантики экранной культуры, а некоторые и вовсе «додумались» до того, что этот сказочный персонаж не более и не менее, как «кинобес»(??!!), то есть представитель темных сил. Это как надо завидовать и «съесть» собственнй ум, чтобы в киносказке видеть то, чего в ней и быть не может.

Наше, постсоветское кино долго искало героя, на которого можно было бы положится. Мы за тридцать с лишним лет видели многих – от брата Данилы до богатыря Ивана, но, пожалуй, вынырнувший полвека спустя на экран Чебурашка в дуэте с Геной оказались теми, кто не только способен пробуждать в наших душах чувство сопереживания и справедливости, но и доставлять радость от того, что даже злая старуха Шапокляк понимает всю бессмысленность своих нападок, козней и интриг. И теперь Чебурашка просто не имеет права петь свою грустную песенку о том, что «я был когда-то странной, игрушкой безымянной». У него есть имя, биография в литературе и кино, и огромное количество тех, кого он радует, и кто радуется ему – Чебурашке.

Сергей Ильченко