Многие люди очень часто передвигаются по стране, миру, нутрии субъектов. И не потому, что любят путешествовать, а потому что работают в сфере транспорта – водителями, пилотами, кондукторами, проводниками и т.д. О том, какие сложности приходится преодолеть, чтобы связать свою профессиональную жизнь с дорогой.
Порядок трудоустройства
Казалось бы, ну что особенного в профессии водителя или машиниста – получил права, сел за баранку и поехал. Однако, просто так устроиться на такую работу нельзя. Все работники, трудовая функция которых непосредственно связана с движением транспортных средств (водители, пилоты, машинисты) должны пройти профессиональный отбор и обучение в особом порядке, который утвержден Минтрансом России.
Согласно этому документу, каждый водитель общественного транспорта, пилот или машинист, прежде чем выехать на маршрут, должен пройти испытания по управлению транспортным средством. Возможность такой процедуры прописана в статье 70 ТК РФ.
Для допуска к таким испытаниям у водителя уже должны быть права, документ о необходимом уровне квалификации и подтвержденный стаж работы – с записью в трудовой книжке или копией трудового договора.
Испытание водителей может проводиться как на стоянке, так и на дорогах общего пользования, с пассажирами или без на тех же транспортных средствах, на которых он собирается работать.
При этом в кабине в обязательном порядке присутствует другой водитель – наставник, который должен оценить способности будущего коллеги к управлению транспортным средством.
В качестве таких наставников выступают водители, у которых не было ДТП (для летчиков – пилоты, у которых не было летных происшествий), а стаж работы превышает пять лет если речь идет об автобусах, трамваях и троллейбусах, или трех лет для водителей легкового такси.
По итогам испытательных заездов наставники подписывают (или не подписывают) заключение о допуске водителя к самостоятельной работе.
Медкомиссии и запрет на совместительство
Еще одним важным инструментом отбора работников на должности является медкомиссия, которую все пилоты, водители и машинисты проходят перед приемом на работу.
Согласно статье 220 ТК РФ, работники, непосредственно связанные с движением транспорта, проходят осмотр врача не только при приеме на работу, но и периодически в процессе нее – для подтверждения пригодности к выполнению работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
К таким профессиям относится несколько десятков специальностей в автомобильном, наземном электрическом, промышленном транспорте, на железной дороге и метрополитене, а также в гражданской авиации, морском и речном транспорте.
Помимо водителей, машинистов и пилотов (включая штурманов и бортмехаников) туда входят диспетчеры, дежурные по станции или переезду, руководители полетов, телеграфисты, капитаны порта и т.д.
Статья 329 ТК РФ устанавливает, что таким работникам нельзя работать по совместительству, поскольку особенности режима рабочего времени и времени отдыха не позволяют это делать, не нарушая нормы труда.
Особенности условий труда
Для каждого вида транспорта такие особенности свои, их устанавливает Минтранс, но в целом они регулируют чередование смен труда и отдыха, режим работы при нахождении в море или в полете.
Например, для водителя время управление автомобилем не может превышать девяти часов в смену, а в отдельных случаях – восьми. Суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
Кроме того, в рабочее время водителя включаются перерывы для отдыха от управления автомобилем и время работы, не связанное с управлением автомобилем (например, мелкий ремонт, получение путевого листа и т.д.).
Для машинистов поездов и проводников, которые проводят в дороге больше трех суток, рабочее время учитывается с момента явки работника для поездки и до момента следующей поездки после отдыха. Причем, дни отдыха суммируются из расчета 48 часов в неделю. Для локомотивных бригад запрещается устанавливать время отдыха менее 16 часов.
В метрополитене максимальная продолжительность смены не должна превышать 8 часов 30 минут, включая специальные перерывы на отдых от вождения электрички и питание.
У пилотов и бортпроводников все сложнее. Нормальная продолжительность рабочего времени члена летного экипажа не может превышать 36 часов в неделю, а стюардессы – 40 часов.
При этом максимальная продолжительность летной смены не может превышать 8 часов, кроме случаев, когда рейс длится дольше – в этом случае пилотам и бортпроводникам устанавливают режим суммированного учета рабочего времени.
В месяц пилот не может проводить в воздухе больше 80 часов, а в год – больше 800 часов. Однако, по настоянию профсоюза продолжительность полетного времени может быть увеличена до 90 часов в месяц и 900 часов в год.
Во всем остальном работа сотрудников транспортной отрасли ничем не отличается от других граждан. Если водитель или пилот не прошел медкомиссию, то его нельзя уволить из компании, хотя управлять транспортным средством он уже не может.
Работодатель должен предоставить ему другую должность, на которой он может работать по состоянию здоровья – это может быть ремонт автомобилей, обучение младших сотрудников, административная работа и т.д.
Все кто смотрит статью или видео, обязательно подпишитесь на канал, поставьте лайк и прокомментируйте. Вам не сложно нажать на кнопку и ни чего не стоит. Мне приятно, что канал развивается и много кто сможет посмотреть и ознакомиться с материалом. Может кому-то помогут данные, что излагаются.