Найти тему
Home and garden

Зачем знать о моде и трендах

Оглавление

Мы привыкли, что мода - это мимолетное явление. Для большинства людей погоня за модой в интерьере изначально выглядит, как глупость. Но есть модные тренды, и тренды - это отражение нашей жизни. Мы выбираем те, которые близки в данный момент, чтобы сделать свою жизнь более комфортной.

Про терминологию. Для себя я делила моду и тенденции. Однако, послушав интересный вебинар Зои Ти об актуальных трендах в 2023/2024 году, буду использовать ее терминологию.

Проще всего объяснить разницу на примерах из истории. С них и начну.

Исторические слайды

Вот так одевались модные дамы до середины XVIII века:

Слева - платье времен Людовика XVI. Придворная дама королевы Марии Антуанетты Луиза де Савой-Каринян, принцесса де Ламбаль. Гравюра на меди по картине в Версальской галерее. Справа - карикатура на высокие прически
Слева - платье времен Людовика XVI. Придворная дама королевы Марии Антуанетты Луиза де Савой-Каринян, принцесса де Ламбаль. Гравюра на меди по картине в Версальской галерее. Справа - карикатура на высокие прически

Вы представляете, как в этом наряде можно было бы сесть в автомобиль?

Иллюстрация о жизни французской буржуазии. Вышла с вечеринки, чтобы дитя покормить
Иллюстрация о жизни французской буржуазии. Вышла с вечеринки, чтобы дитя покормить
Появление новых возможностей рождает новые потребности. Тренд - это идея, тенденция, глобальное явление, которое рождается из скрытых потребностей большого количества людей. Это бессознательное и массовое явление. (с) Зоя Ти

Вернемся к интерьерам:

Интерьер в Париже, стиль «рококо». XVIII век
Интерьер в Париже, стиль «рококо». XVIII век

Представляете вы себе в этом интерьере дам в пышных платьях и с высокими прическами? У меня это легко получается.

А дальше уже сложнее - узковаты кресла:

Интерьер Филиппа Веба, Великобритания. Мебель: Филипп Морис 1891-1894 годы
Интерьер Филиппа Веба, Великобритания. Мебель: Филипп Морис 1891-1894 годы

Летим вперед и вспоминаем скандинавские интерьеры:

Вилла Mairea, Финляндия. Архитектор: Алвар Аалто. 1938-1941 годы
Вилла Mairea, Финляндия. Архитектор: Алвар Аалто. 1938-1941 годы

И нас ожидало примерно такое будущее:

Дизайн: Zaha Hadid Architects
Дизайн: Zaha Hadid Architects

Если бы не настоящее.

Иллюстрация несостоявшегося будущего из вебинара Зои Ти:

-7

Что влияет на тренды

Во-первых,

Новые технологии

1-я техническая революция - железная дорога, автомобиль, телефон, радиоприемник, кинопроизводство и т.п.

2-я техническая революция - телевизор, интернет, смартфоны, планшеты.

3-я техническая революция (наступает прямо сейчас) - искусственный интеллект.

На старой фотографии - почтовое отделение в городе Kezdivasarhely (Румыния), 1909 год. Сейчас на этом месте расположен ресторан. Новая фотография сделана в 2009 году. Автор: Levente Daczó
На старой фотографии - почтовое отделение в городе Kezdivasarhely (Румыния), 1909 год. Сейчас на этом месте расположен ресторан. Новая фотография сделана в 2009 году. Автор: Levente Daczó

Во-вторых,

Экономические и другие внешние факторы

Например, французская революция сильно сказалась на моде и интерьерах Франции.

После 1-й мировой войны не хватало мужчин. В результате женщины пошли на заводы и частично заменяли мужчин (что позволил фактор №1 - техническая революция). Женщинам потребовалась другая одежда для удобства работы и другое отношение к себе, что изменить было сложнее.

Вторая мировая затронула волной изменений практически все континенты.

Пупырчатое создание, заставившее нас избегать тесных контактов и носить маски, повлияло на сознание практически всех людей на земном шаре.

-9

Есть глобальный тренд, существующий последние 100 лет - быть полезным. А, в основном, тренды приходят на 10-30 лет. Поэтому разговоры об их скоротечности сильно преувеличены. Тренд, существующий 2-3 года - совсем юный.

Роль моды в нашей жизни

В отличие от тренда, мода - штука капризная и бывает ветреной. А бывает, что тема, казавшаяся мимолетной, застревает надолго.

Для того, чтобы тренд пришел к нам, его используют инженеры и дизайнеры. Предметные дизайнеры создают мебель, светильники, кашпо и так далее, интерьерные и ландшафтные - пространства. И мы выхватываем то, что нас зацепило, не задумываясь, что модный принт - цветной горошек - это отражение тренда на инфантильность, а коврик из сизаля - тренда на природность и натуральность. У нас есть потребность и если аналитики угадали с ее расчетом, будет и предложение.

Гостиная в доме художника и дизайнера-декоратора Дарьи Ранюшкиной
Гостиная в доме художника и дизайнера-декоратора Дарьи Ранюшкиной

Еще одна роль моды - показатель социального статуса, работы, увлечений... Как пароль - свой или чужой. Тренды одинаковы для всех слоев общества, но кто-то купит коврик в Хофф, а кто-то персидский ковер ручной работы. И то, и другое - предметы из натуральных материалов.

Когда мода угасает, она становится карикатурой на тренд, искажает его идею, и постепенно переходит в антитренд. Вспомним брови. Сперва это была мода на естественность, не выщипанность, а потом превратилась в то, во что превратилась:

Слева - Наталья Водянова, справа - неопознанная девушка, то ли Алена, то ли Марина, то ли Милана
Слева - Наталья Водянова, справа - неопознанная девушка, то ли Алена, то ли Марина, то ли Милана

То же самое было с высокими прическами, чересчур пышными юбками, слишком вычурными креслами, кислотными цветами и так далее.

Итак,

  • Сначала возникают бессознательные тренды, которые изучают аналитики.
  • Аналитики создают тренд-буки.
  • По тренд-букам работают ведущие мировые производители. Часть производителей сами ловят тренды или среди их их популярных находок аналитики потом описывают тренды (это редкое явление, но трендсеттеры в интерьерах тоже встречаются).
  • Переработку трендов в исполнении ведущих производителей дизайнеры видят на выставках, а потом уже они попадают в наши интерьеры. Сперва дизайнерские, потом самостоятельные.

Зоя Ти изучает тренды, в том числе их актуальность именно в России. Про то, что нас ждет по ее мнению, я напишу в одной из следующих публикаций.

Т. Т. Гейне, «Семья у себя дома, когда нет гостей, и когда приходят гости». Из серии «Картины семейной жизни». «Симплициссимус», 1905 г. Мюнхен
Т. Т. Гейне, «Семья у себя дома, когда нет гостей, и когда приходят гости». Из серии «Картины семейной жизни». «Симплициссимус», 1905 г. Мюнхен

Вам может быть интересно: