Мы привыкли, что мода - это мимолетное явление. Для большинства людей погоня за модой в интерьере изначально выглядит, как глупость. Но есть модные тренды, и тренды - это отражение нашей жизни. Мы выбираем те, которые близки в данный момент, чтобы сделать свою жизнь более комфортной.
Про терминологию. Для себя я делила моду и тенденции. Однако, послушав интересный вебинар Зои Ти об актуальных трендах в 2023/2024 году, буду использовать ее терминологию.
Проще всего объяснить разницу на примерах из истории. С них и начну.
Исторические слайды
Вот так одевались модные дамы до середины XVIII века:
Вы представляете, как в этом наряде можно было бы сесть в автомобиль?
Появление новых возможностей рождает новые потребности. Тренд - это идея, тенденция, глобальное явление, которое рождается из скрытых потребностей большого количества людей. Это бессознательное и массовое явление. (с) Зоя Ти
Вернемся к интерьерам:
Представляете вы себе в этом интерьере дам в пышных платьях и с высокими прическами? У меня это легко получается.
А дальше уже сложнее - узковаты кресла:
Летим вперед и вспоминаем скандинавские интерьеры:
И нас ожидало примерно такое будущее:
Если бы не настоящее.
Иллюстрация несостоявшегося будущего из вебинара Зои Ти:
Что влияет на тренды
Во-первых,
Новые технологии
1-я техническая революция - железная дорога, автомобиль, телефон, радиоприемник, кинопроизводство и т.п.
2-я техническая революция - телевизор, интернет, смартфоны, планшеты.
3-я техническая революция (наступает прямо сейчас) - искусственный интеллект.
Во-вторых,
Экономические и другие внешние факторы
Например, французская революция сильно сказалась на моде и интерьерах Франции.
После 1-й мировой войны не хватало мужчин. В результате женщины пошли на заводы и частично заменяли мужчин (что позволил фактор №1 - техническая революция). Женщинам потребовалась другая одежда для удобства работы и другое отношение к себе, что изменить было сложнее.
Вторая мировая затронула волной изменений практически все континенты.
Пупырчатое создание, заставившее нас избегать тесных контактов и носить маски, повлияло на сознание практически всех людей на земном шаре.
Есть глобальный тренд, существующий последние 100 лет - быть полезным. А, в основном, тренды приходят на 10-30 лет. Поэтому разговоры об их скоротечности сильно преувеличены. Тренд, существующий 2-3 года - совсем юный.
Роль моды в нашей жизни
В отличие от тренда, мода - штука капризная и бывает ветреной. А бывает, что тема, казавшаяся мимолетной, застревает надолго.
Для того, чтобы тренд пришел к нам, его используют инженеры и дизайнеры. Предметные дизайнеры создают мебель, светильники, кашпо и так далее, интерьерные и ландшафтные - пространства. И мы выхватываем то, что нас зацепило, не задумываясь, что модный принт - цветной горошек - это отражение тренда на инфантильность, а коврик из сизаля - тренда на природность и натуральность. У нас есть потребность и если аналитики угадали с ее расчетом, будет и предложение.
Еще одна роль моды - показатель социального статуса, работы, увлечений... Как пароль - свой или чужой. Тренды одинаковы для всех слоев общества, но кто-то купит коврик в Хофф, а кто-то персидский ковер ручной работы. И то, и другое - предметы из натуральных материалов.
Когда мода угасает, она становится карикатурой на тренд, искажает его идею, и постепенно переходит в антитренд. Вспомним брови. Сперва это была мода на естественность, не выщипанность, а потом превратилась в то, во что превратилась:
То же самое было с высокими прическами, чересчур пышными юбками, слишком вычурными креслами, кислотными цветами и так далее.
Итак,
- Сначала возникают бессознательные тренды, которые изучают аналитики.
- Аналитики создают тренд-буки.
- По тренд-букам работают ведущие мировые производители. Часть производителей сами ловят тренды или среди их их популярных находок аналитики потом описывают тренды (это редкое явление, но трендсеттеры в интерьерах тоже встречаются).
- Переработку трендов в исполнении ведущих производителей дизайнеры видят на выставках, а потом уже они попадают в наши интерьеры. Сперва дизайнерские, потом самостоятельные.
Зоя Ти изучает тренды, в том числе их актуальность именно в России. Про то, что нас ждет по ее мнению, я напишу в одной из следующих публикаций.