Для тех, кто не в курсе, метро в Красноярске, это не просто метро. Это бередящая умы навязчивая идея, которую пытались реализовать ещё в 90х. Тогда в Красноярске нарыли тоннелей и раскопали несколько ям под станции, ради одной из них даже осушили замечательное теплое озеро, в котором купались красноярцы. В те времена я был школьником и тоже немного мечтал о метро, но не сильно верил.
Потом, когда все деньги украли, ямы засыпали песком, а на главной из них (ЖД вокзал) сделали парковку. Получилась самая дорогая в мире парковка, куда там Японии с ее многоуровневыми сооружениями. Озеро на высотной конечно, никто не стал восстанавливать.
И вот сейчас, спустя двадцать с лишним лет, нам опять показывают картинки и рассказывают про метро. Может кто то и поверил, но кто постарше - просто тихо улыбнулись. Я даже не буду рассказывать про радон и подземные воды, неподходящие грунты, все эти причины закрытия метро в 90х сейчас испарились, когда вопрос встал о больших деньгах.
Немного отвлекусь и расскажу о наземном транспорте в Красноярске.
Автобусы в Красноярске.
На протяжении многих лет транспортная схема уродовалась. Именно уродовалась, а не оптимизировалась. Сначала власти решили избавиться от протяженных маршрутов. Убрали, например, 42 автобус, который ехал через весь город более-менее прямолинейно. Власти сказали - слишком длинный маршрут, людям неудобно. Конечно людям будет удобнее с пересадкой и два раза дороже.
Потом стали появляться новые жилые комплексы, в которые стали заселяться люди. И оказалось, что этим людям тоже нужны автобусы. Но чтобы не делать новые маршруты, власти придумали просто - делать петли на существующих маршрутах. Был такой маршрут - 64, я помню на нем можно было за 20-25 минут доехать из северного в центр. Сейчас он заезжает в такие закоулки, что время в пути увеличилось в 3-4 раза.
Фактически удобных маршрутов просто не осталось. Их стало меньше и их протяженность увеличилась. Все они петляют. Вот такой нонсенс - количество жителей растет, а автобусов сокращается. Постоянно мы слушаем из новостей, что перевозчикам невыгодно, поэтому администрация делает то, да это. Складывается впечатление, что мэр и все остальные работают, чтобы обслуживать перевозчиков, а не горожан.
Трамвай
Трамвай в Красноярске работает давно, но только по правому берегу. Половину парка составляют новые вагоны, половину старые. Но двигаются они с одной скоростью и стоят в одних пробках потому, что губернатор на трамвае не ездит и не знает, что нужно отделять трамвайные пути от проезжей части, чтобы в трамвае был смысл. А еще у них интересное расписание и на некоторых участках трамвай двигается медленнее пешехода и это не помогает решить транспортные проблемы.
Троллейбус
Троллейбусы, это, как известно умирающий вид транспорта. С появлением электробусов (только не в Красноярске), в троллейбусах вообще пропадает смысл. Контактная сеть изношена, персонал получает копейки, троллейбусное депо выглядит так, будто туда попала ракета.
На троллейбусах обычно передвигаются бабушки, которые уж точно никуда не торопятся.
Электричка
Вот мы плавно подошли к самому интересному. В Красноярске железная дорога охватывает весь город кольцом. Более того, РЖД ещё 6 лет назад нарисовала это кольцо на схеме в вагонах и построила на отдаленных окраинах несколько платформ. Сейчас городская электричка ходит утром и вечером, я сам на ней езжу. На противоположный конец города я доезжаю за 40 минут (с бугача до шинного завода). Ни один вид транспорта, кроме вертолете не доставит вас быстрее в это время.
Кольцо, которое рисуют уже шесть лет свяжет самые отдаленные уголки города и даже пригород. Есть такой поселок - Березовка. Все население работает в Красноярске. На электричке они могли бы комфортно и удобно добираться на работу. Кроме того, ещё в 16ом году президент сказал тогдашнему губернатору, чтобы сделал электричку до аэропорта. Знаете, что сказал губернатор? Он сказал: красноярцы предпочитают ездить в аэропорт на своей машине или такси. Ну да, я предпочитаю отдать таксисту 1000р вместо 28р или вообще поехать на машине и оставить ее на аэропортовской парковке за квадратилион денег.
Метро?
А теперь сделаем выводы. В Красноярске два вида транспорта мертвые (троллейбус и трамвай), один лихорадит который год (автобус). Электричка, которая может связать все районы города, но ее не хотят закольцовывать. Есть рельсы, есть поезда, есть персонал, есть платформы, есть пассажиры, но нет воли или желания, а может быть нет экономической целесообразности. Как нет целесообразности тянуть газовую трубу в миллионный город Красноярск, задыхающийся в угольном угаре.
А знаете в чем оказывается есть "целесообразность"? В получении краем кредитов на 80 млрд рублей на строительство метро. На метро, которое будет связывать 3 станции. Метро, которое никому не нужно кроме губернатора, на котором не будут ездить потому, что маршрут этот не решает никаких транспортных проблем в городе.
Ну и с чего же началась реализация метро, как вы думаете? Началась она с того, что господину митволю, директору Красноярск ТИСИЗ дали миллиард рублей на проектирование. Сразу заспойлерю, что 900 миллионов изъяли у Митволя из чемодана в аэропорту по пути то ли в Аргентину, то ли ещё куда подальше. Проект оказался лажей, геологию никто не сделал по настоящему. Однако это обстоятельство никого не остановило. Губернатор по прежнему твердит, что метро - дело его жизни и нашли ещё проектировщиков (которые уже успели профукать сроки и ничего не сделали). Попутно с этим начинается перенос наружных сетей и другие работы.
Что в итоге мы имеем?
Мы имеем более 80 миллиардов кредита, который частично уже потрачен впустую, однако все цены были посчитаны до начала событий по повышению цен и прекращению импорта оборудования. Сколько реально будет стоить проект сейчас никто не считал, это никого кроме меня не волнует. Так же никого не волнует как мы будем отдавать эти 80млрд кредитов за нерентабельный и неокупаемый заведомо проект. На этот счёт и заключения экспертов есть, я имею ввиду неокупаемость.
Кому и зачем это все? Я не знаю. Мы строим никому ненужное и неокупаемое метро за квадратилион денег, при этом не хотим запускать электричку по кругу потому, что это невыгодно. Мы не хотим газифицировать миллионный задыхающийся город потому, что это невыгодно. Мы постоянно сокращаем количество автобусов и увеличиваем протяженность их маршрута потому, что пассажирские перевозки, это невыгодно. Я могу назвать ещё с десяток проблем в городе, которые не решаются в принципе потому, что это невыгодно. Кто в данных случаях является выгодоприобретателем не совсем ясно, но мысли в голову лезут.