Немецкое платье по будням, французское – по праздникам: 14 января 1700 года вышел указ Петра Великого, по которому дворянам, боярам, купцам и служилым всех чинов предписывалось носить европейские костюмы.
Указ «О ношении платья на манер венгерского» стал первым шагом к кардинальному перелому в моде, традициях и культуре – в течение долгих лет после него список уточнений и требований к внешнему виду постоянно дополнялся и уточнялся, а сам процесс перехода на «новый стиль» многим давался с трудом. Ему противились, и указы приходилось повторять, вывешивать на городских воротах чучела с образцами и даже брать пошлину с тех, кто продолжал придерживаться старых порядков.
Многие были недовольны нововведениями, но ослушаться не могли: в гневе Петр был страшен.
Для богатых одеяний использовался шёлк, бархат, батист, узорчатая парча, шерстяные ткани. Костюм знатных и состоятельных людей, как мужской, так и женский, украшался вышивкой с ренессансными мотивами, кружевами, шнурками, галунами, позументами, ювелирными украшениями из золота и серебра с драгоценными камнями, жемчугом, цветной эмалью. Платье венгерского типа имело свободный крой, а его длина была близка старым русским одеждам.
Уже в декабре 1701 года последовал новый указ императора «О ношении всякого чина людям немецкого платья и обуви и об употреблении в верховой езде немецких сёдел». Пётр I приказал носить иностранные одежды уже не только придворной знати и чиновникам, но и большинству москвичей и жителей других городов.
За немногим более чем 20 лет в общей сложности вышло 17 различных указов, которые регламентировали правила ношения костюма европейского образца, типов тканей, отделку форменного и праздничного платья.
По указу Петра I в 1700 г. дворянам и горожанам были установлены следующие формы: для мужчин — короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты, длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо; для женщин - широкая каркасная юбка, плотно облегающий лиф (корсаж) с глубоким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, яркая декоративная косметика (румяна и белила).
Таким образом, основные формы европейского костюма — «платья саксонского, немецкого или французского» - заменили абсолютно несхожий с ними по конструктивному и декоративному решению древнерусский костюм, вызвали к жизни новые представления о красоте, новые эстетические идеалы.
Энергичная натура Петра, активное привлечение им дворянской молодежи к разнообразной деятельности обусловили более практичную и простую форму одежды. Судить о ней можно по гардеробу Петра I, представленному в коллекции Эрмитажа. В составе ее много предметов из сукна, шерсти, льняных и хлопчатобумажных тканей.
Европеизация внешних форм быта и костюма, ориентация на вкусы Запада вовсе не мешали Петру развивать русское ремесленное производство, ограничивая ввоз тканей и других промышленных товаров из-за границы.
При Петре появляются шелковые и полотняные мануфактуры в Москве, Петербурге, Ярославле. Русские художники создают для них декор шелковых и золотых тканей.
Влияние дворянского костюма на костюмы других сословий
С 1700 по 1725 года по указу Петра I горожане не имели права носить русское платье. Но тяготение к его основным формам всегда было сильно, особенно в средних и низших по имущественному положению кругах. После смерти Петра, когда многие купцы и горожане вернулись к национальному костюму, западное влияние не исчезло окончательно. Начал формироваться модернизированный русский мужской костюм - костюм купцов и горожан, полностью сложившийся к середине 19 века. В нем сочетались элементы национальной одежды с деталями, заимствованными из дворянского костюма.
Исходя из представления, что лишь длинная одежда придает ее носителю степенность и достоинство, купцы и горожане никогда не носили коротких кафтанов, длина их всегда превышала модную.
ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ:
КИРЕЕВА Е. ИСТОРИЯ КОСТЮМА. ЕВРОПЕЙСКИЕ КОСТЮМЫ ОТ АНТИЧНОСТИ ДО ХХ ВЕКА
Введённый реформами Петра I мужской костюм сложился при дворе Людовика XIV и состоял из кафтана, камзола и штанов. Кафтан был длинный, до колен, узкий в талии, плотно облегавший фигуру в верхней части, с группами глубоких складок на полах, с разрезами по центру спинки и на боковых швах, что придавало ширину подолу и делало эту одежду удобной в движении, особенно при верховой езде. Кафтан носили, как правило, нараспашку, оставляя видным камзол, либо застёгнутым на несколько центральных пуговиц. Камзол шили короче кафтана, без складок на подоле, всегда без воротника, с длинным узким рукавом без обшлага. Наколенные штаны носили короткие, за колено, на широком поясе, густо собранными по спинке. Дополняли этот костюм кружевное жабо и манжеты, кожаные башмаки с тупым носком, на каблуке, украшенные бантами или пряжками, и шёлковые чулки. Повседневное платье шилось из сукна или льняной ткани и украшалось тканью контрастного цвета либо только пуговицами. Такой костюм мог носить любой горожанин. На платье аристократии шли более дорогие ткани: шёлк, бархат, парча или очень тонкое сукно. Сохраняя единство кроя, платье варьировалось в зависимости от его назначения и социальной принадлежности владельца.
Данный костюм во многом отличался от традиционной русской мужской одежды, кафтана с длинными рукавами, длинного платья из бархата, сверху донизу застёгнутого на множество пуговиц, шубы и меховой шапки с высокой тульей и бархатным верхом.
Реформа затронула и женский костюм. Тяжёлые сарафаны, скрывающие формы тела, закрытые рубахи отошли на второй план. Отныне женщины должны были одеваться в корсетные платья с глубоким декольте. Эти платья, как и мужские костюмы, украшали искусная вышивка и кружева. Кроме того, женщины должны были завивать волосы в локоны и пользоваться яркой косметикой – румянами и белилами.
После смерти Петра I мужской дворянский костюм изменился в соответствии с общеевропейскими модами. В русский быт окончательно вошли французский кафтан, камзол, штаны кюлоты и напудренные волосы.
Лит.: Каминская Н. М. История костюма. М., 1977; Мерцалова М. Н. Костюм разных времён и народов. Т. 2. М., 1996.