Автобусы для ГАЗа – такая же традиционная продукция, как и грузовые автомобили. Ведь первые серийные автобусы собственной разработки на Горьковском автозаводе собрали в июле 1933-го – всего через 1,5 года после начала работы предприятия!
Эти 17-местные машины назывались ГАЗ-3 (позже 03-30 по новой системе обозначений) и базировались на шасси грузовиков ГАЗ-АА. Интересно, что их производство организовали в другом районе города в обособленном цехе, который так и назывался – автобусный. Ранее, с 1930 года, этот же цех работал под вывеской «Автосборочный завод № 1», собирая грузовики Ford AA из американских деталей. А в 1941 году он получил более высокий статус – уже не цеха, а автобусного завода, филиала Государственного автозавода имени Молотова.
«Тройка» – первая серийная, но не единственная модель довоенного пассажирского автобуса марки ГАЗ. Ранее, в 1932 году, были разработаны автобусы ГАЗ-1 и ГАЗ-2, оставшиеся опытными. В 1934-м был построен образец трехосного автобуса ГАЗ-5, а в 1935-м – два автобуса повышенной комфортабельности моделей ГАЗ-13 (на фото) и ГАЗ-13Б со сниженным до 13 числом мест
В качестве филиала ГАЗа автобусный завод просуществовал до апреля 1946 года, после чего его решили выделить в отдельное юридическое лицо – Горьковский автобусный завод с аббревиатурой «ГЗА» (чтобы не дублировать аббревиатуру «ГАЗ»). Первенца модели 03-30 там продолжали выпускать вплоть до конца 1950 года, причем в последний год автобусный завод самостоятельно собирал и шасси для этих автобусов. Их суммарный тираж составил около 15 тысяч штук. В то время ГАЗ-03-30 был самым массовым автобусом в СССР!
Сделав виток по спирали истории, тема с обособленным автобусным участком вновь возникла на ГАЗе в 2014 году – с началом выпуска автобусов каркасного типа «ГАЗель NEXT Citiline». У таких машин есть целый ряд преимуществ. С точки зрения проектировщика, «каркасник» выгоден тем, что дает свободу по размещению дверей и расстановке сидений, а также легко обеспечивает требуемые показатели жесткости и прочности. Вопреки расхожему мнению, правильно рассчитанный каркасный кузов – даром, что выглядит ажурным – крепче классического штампосварного!
«Скелет» каркасного кузова «ГАЗели NEXT Citiline» представляет собой пространственную конструкцию из прямоугольных труб. После завершения сварочных работ каркас подвергается катафорезному грунтованию и далее обшивается наружными панелями. При этом боковые кузовные панели и капот выполнены из оцинкованной стали, а передние крылья, крыша и задняя маска – из пластика (с каркасом они соединяются при помощи клея). Благодаря такой технологии расчетный срок службы кузова получается более высоким, чем у автомобиля в целом. Коррозия не пройдет!
В 2020 году газовское семейство каркасных автобусов пополнилось новой городской моделью «ГАЗель City» с низким уровнем пола. Вход внутрь открывает широкая автоматическая дверь с двумя прислонно-сдвижными створками. Сразу за ней – просторная накопительная площадка с возможностью парковки инвалидной коляски (для ее заезда в пол вмонтирован откидной трап). А еще новая «маршрутка» получила оригинальную рессорно-пневматическую заднюю подвеску, которая не только обеспечивает высокую плавность хода, но и поддерживает высоту пола на постоянном уровне вне зависимости от загруженности салона. Суммируя все особенности конструкции, можно с уверенностью сказать, что сегодня «ГАЗель City» в нашей стране является лучшим микроавтобусом для городских пассажироперевозок!
За обновлениями в нашем Дзене удобно следить через канал в Telegram!