Тайм-менеджмент – сложное, но важное понятие в студенческое жизни. Методик тайм-менеджмента множество, но как найти подходящую? Мы пообщались со студентами и отобрали самые популярные.
Каждому знакома ситуация с откладыванием дела на «потом». Выполнив в итоге эту задачу, скорее всего, ближе к ночи, мы лежим и размышляем о том, что совсем не успеваем просто жить из-за этой учебы! Хотя дело тут далеко не в заданиях, а в правильной организации ваших личных часов.
Грамотная организация времени или тайм-менеджмент откроет перед вами намного больше возможностей, чем вы представляете, особенно в студенческой жизни. Для организации вашего дня, распределения свободных или неожиданно освободившихся часов существует множество практик и инструментов. Все это множество объединяет список ориентиров, опираясь на которые выстраивается ваш индивидуальный тайм-менеджмент. В него входят: расстановка приоритетов, анализ уже распределенного времени, постановка целей, планирование и так далее.
В интернете можно найти большое количество техник по организации рабочего времени, например, «Fresh or fried», «Способ 10 минут» и многие другие, но к ним нет смысла обращаться, если вы не соблюдаете основные принципы:
- Анализ поставленных задач. Без четкого плана по выполнению тех или иных действий, цель вряд ли будет достигнута. Нужно ясно представлять содержание поставленной задачи, что позволит вам не тратить силы на ненужные мысли по поводу нее.
- Расставление приоритетов. Без данного действия есть риск уделить слишком много времени и внимания задаче, которая не является основной в вашем списке. Помимо этого, откладывая неприятные дела, вы навлекаете на себя эмоциональное напряжение, связанное с весом нерешенной задачи.
- Принцип «заранее». Это слово у многих окрашено весьма негативно, так как все вокруг только и твердят его с самого детства. Но на самом деле оно очень полезно. Составив примерный план грядущего дня, вам будет легче ориентироваться в веренице задач.
- Адаптирование. Случается, что в уже составленный график дел нужно срочно включить непредвиденную задачу, и это нужно уметь сделать. Советуют использовать планер, чтобы ясно видеть «окна» в вашем расписании и не чувствовать из-за неожиданно возникшего дела дезориентацию.
- Ресурсное распределение. Важно составлять план, да и в целом выполнять необходимые действия, исходя из ваших собственных ресурсов. Мы не можем прыгнуть выше головы. Здоровый сон и отдых – ваши верные друзья в продуктивной учебе.
- Мотивация. Ваша собственная система наград и поощрений – стимул работать и учиться в полную силу.
- Тренировки. Тренинг памяти, концентрации внимания, многозадачности необходим при желании продуктивно учиться и достигать целей.
А сейчас рассмотрим результаты опроса студентов СПбГЭУ, в котором приняли участие представители разных факультетов в количестве 75 человек. На вопрос о корректности распределения времени учебного дня ребята не дают точного ответа, выбирая вариант «Частично». Это свидетельствует о том, что составление плана на день не такая уж и простая задача, особенно его соблюдение, и дается не всегда. О том, что чаще всего мешает студентам организовать себя в решении тех или иных задач, студенты практически хором твердят: «Прокрастинация».
Прокрастинация – это склонность людей откладывать свои дела, которая может приводить к психическим проблемам.
Так как обычный лентяй просто не выполняет назначенные задачи, страдающий прокрастинацией человек тратит всю свою энергию на выполнение ненужных дел.
Помимо данной проблемы ребята говорили о типичной лени и зависимости от гаджетов, а также о неудовлетворительном ментальном состоянии, как мы уже знаем, все это взаимосвязано. В итоге, студенты сами подытожили: периодически время они тратят впустую.
Откладывание дел на потом также является распространенной проблемой среди студентов. Они признаются, что чаще всего это связано с ожиданием того, что времени еще достаточно или с отсутствием интереса к выполнению того или иного задания, но и лень здесь играет не последнюю роль.
Как уже упоминалось, существует множество техник, помогающих усовершенствовать свой тайм-менеджмент. Вот некоторые из тех, которые посоветовали студенты нашего вуза.
«Метод помидора». Он заключается в нескольких простых действиях. В начале работы ставится таймер на 25 минут, во время которого вы решаете поставленную задачу, а как только таймер сигнализирует об окончании, уходите на пятиминутный перерыв, и так несколько раз: 25-минутный спринт и называют помидором. Главное преимущество этого метода – за короткий перерыв дать мозгу время усвоить все, что произошло в течение последнего помидора и сделать выводы.
«Лягушки-слоны».«Лягушками» в тайм-менеджменте принято называть необходимые, но неприятные, постоянно откладывающиеся дела. Чаще всего они связаны с дискомфортном, стрессом или тоской. Поэтому, советуют сначала «съесть лягушку», чтобы избавиться от докучающего дела, и лучше с утра. «Слоны» же – крупные, грандиозные, масштабные задачи, к которым довольно страшно подступиться. В отличие от «лягушек» они не вызывают у людей неприятных ощущений, скорее пугают размером, поэтому на их выполнение оставляется большая часть времени и чистая от «лягушек» совесть.
«Способ 10 минут». Самый простой и, кажется, примитивный способ. Самое сложное в нем – уговорить себя позаниматься задачей 10 минут. Как правило, за эти минуты человек втягивается в процесс, его посещают новые идеи, мысли, и отрываться от дела уже не хочется.
Организовать себя – сложная задача, можно назвать ее тем самым «слоном». Но ведь даже такое огромное животное было приручено человеком, так и мы сможем приручить свой тайм-менеджмент. Существует множество помощников в виде различных техник и советов специалистов, главное – поверить в себя и дать себе шанс реализоваться.
Ольга Скобкина