Найти в Дзене
Оксана Глухова

Многоцветные сочетания (аналогии, триады, тетрады)

Приветствую вас, друзья!

Продолжаю тему о цветовых сочетаниях. Я уже писала отдельно о контрастных (комплиментарных) цветах и о монохромности.

В этой статье я расскажу об основных видах многоцветных сочетаний. Существует также довольно большое количество вариантов внутри каждого типа, здесь я приведу самые распространенные. И сделаю выводы о том, что нужно помнить и как использовать все эти знания на практике.

Цветопередача на разных устройствах отличается.

Итак, начнем:

Аналогичное сочетание - это 3 соседних цвета на цветовом круге.

Например, как здесь: желтый (главный), желто-зеленый и желто-оранжевый (дополняют).
Например, как здесь: желтый (главный), желто-зеленый и желто-оранжевый (дополняют).

В идеальном случае 1 цвет доминирует, а 2 соседних дополняют и гармонируют. Такое сочетание часто используется в интерьерной живописи. Или для создания определенного настроения в картине, например, "золотая осень" или "лето в разгаре".

В парке, Иван Иванович Шишкин.
В парке, Иван Иванович Шишкин.

Здесь основной цвет зеленый и дополняют его сине-зеленый и желто-зеленый. Небо на самом деле также желто-зеленого цвета, но очень светлого тона и потому кажется белым, как бывает в жаркие летние дни при небольшой облачности.

Среди долины ровныя, И.И. Шишкин
Среди долины ровныя, И.И. Шишкин

На этой картине (и здесь можно ощутить меланхолию) основной цвет сине-зеленый, дополняет его синий (в том числе небо в более светлой его тональности) и зеленый.

Перейдем к триадическому сочетанию, она же триада, предполагающему сочетание трех равноудалённых друг от друга цветов.

Пример триады: фиолетовый, оранжевый, зеленый. Образует равносторонний треугольник.
Пример триады: фиолетовый, оранжевый, зеленый. Образует равносторонний треугольник.

Триада не такая контрастная, как комплиментарное сочетание, она более сбалансированная и гармоничная. Обычно 1 цвет выступает главным, а 2 других его акцентируют.

Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, И.Е. Репин.
Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, И.Е. Репин.

Здесь основной цвет красный, дополняют желтый и синий, а также их более светлые и темные оттенки в интерьере. Отдельно скажу, что сама эта картина восхитительна и монументальна - в нее вложен огромный труд, ведь каждый из присутствующих написан точно и с натуры (отдельным портретом, как эскиз).

Девочка с персиками, В.А. Серов.
Девочка с персиками, В.А. Серов.

Да, та самая картина, и в ней основной цвет - красный: яркий на брошке, оттенок светлее на блузе и совсем светлый (с небольшим добавлением черного пигмента) на стенах и скатерти (я специально выделила каждый по-отдельности). В дополнение к нему акцент синего (темный бант, плюс немного в тенях) и желтого (от листвы за окном и персиков, до очень светлого на освещенных участках скатерти).

Контрастная триада похожа на комплиментарное сочетание, но вместо одного из противоположных цветов используют два соседних с ним на цветовом круге (как видите, треугольник, но один из углов острый).

Пример контрастной триады: красный, сине-зеленый и желто-зеленый.
Пример контрастной триады: красный, сине-зеленый и желто-зеленый.

Контрастная триада создает тонкие рефлексы и делает цвета глубокими, она более уравновешена, но и выразительна.

Спящая царевна, В.М. Васнецов.
Спящая царевна, В.М. Васнецов.

В этой картине сочетание красного (с изменением тона от розового до темно-красного), сине-зеленого (также от светлого до темного) и желто-зеленого (от светлого до темного).

Перейдем к следующему, тетрадическому цветовому сочетанию. Тетрада - сочетание 4 цветов. Это, как видно, более сложная схема, для сбалансированности которой 1 цвет предполагается основным, 2 - дополнительными, 1 - акцентирующим.

Прямоугольная тетрада (образует прямоугольник), например: красный, синий, зеленый, оранжевый
Прямоугольная тетрада (образует прямоугольник), например: красный, синий, зеленый, оранжевый

Прямоугольную тетраду легче сбалансировать из-за близости цветов в каждой паре.

Квадратная тетрада: 4 цвета, равноудалённых друг от друга. Здесь, например, оранжевый, желто-зеленый, синий, красно-фиолетовый.
Квадратная тетрада: 4 цвета, равноудалённых друг от друга. Здесь, например, оранжевый, желто-зеленый, синий, красно-фиолетовый.

Девятый вал, И.К. Айвазовский
Девятый вал, И.К. Айвазовский

Здесь "сдержанный" вариант прямоугольной тетрады: желтый, красный (точнее, в основном красный с добавлением черного), фиолетовый, зеленый. Но! это шторм все-таки.

Явление Христа народу, А.А. Иванов.
Явление Христа народу, А.А. Иванов.

В этой картине довольно много желтого (одежда, песок - светлый тон) и он, пожалуй, основной. Его дополняют синий и зеленый, а красный акцентный (помните, я уже писала про контрастное сочетание красного и зеленого и как они подчеркивают друг друга).

Мадонна на троне с 4 ангелами и святыми, Сандро Боттичелли.
Мадонна на троне с 4 ангелами и святыми, Сандро Боттичелли.

Скажу сразу - это обработанное фото с восстановленными цветами (я сравнила с оригиналом и согласилась с правильностью))). Здесь все цвета примерно в равной степени, картина яркая, но гармоничная. Обратите также внимание на фигуру слева от трона в красных и зеленых одеждах - как эти цвета подчеркивают друг друга!

Есть еще, конечно, Энди Уорхол с его разноцветными Мэрилин, Че Геварами, Леннонами и т.д. Я не буду его здесь рассматривать, но в этих портретах он, кажется, воплотил все возможные варианты комплиментарных, триадических, тетрадических и разных других сочетаний.

А теперь перейдем к выводам о том, зачем вообще все это множество вариантов и зачем это стоит знать. Композиция, цвет, свет, контраст - основные технические аспекты.

  • Сочетания близких цветов помогают создать настроение и отчетливее передать впечатление или идею.
  • Яркие, многоцветные картины тоже могут быть очень гармоничными.

Цветовой круг, как удобную схему, придумали не так давно, но внимательные люди давно заметили взаимное влияние цветов друг на друга. Учитель-художник рассказывал своему ученику разные приемы, сам ученик принимал и понимал их в разрезе своего опыта и таланта. Если обратить внимание, то во многих, даже самых ранних картинах, уже есть варианты известных нам сочетаний. Потому что это работает.

Когда вы пишете с натуры вы можете сами менять оттенки того, что вы видите на необходимые для достижения нужного эффекта. Более того, нужно так делать. Небо, к примеру, не всегда днем просто голубое (синий+белый), художник может добавить фиолетовый (по сути красный пигмент в синем) или желтый и получить цвет необходимой температуры (теплый или холодный), создать нужное впечатление.

А если у вас в работе придуманный сюжет, то, тем более, вы придумываете не только композицию, но и наполнение цветом и светом, а это и настроение, и ощущение, и идея.

Совет: если у вас еще нет картинки с цветовым кругом на рабочем месте, то напечатайте, купите, нарисуйте ее. И держите в поле зрения.

Пишете ли вы картину сами или ее покупаете (или фото), что бы повесить домой, думаете ли вы что надеть (или купить), сажаете ли вы цветы на клумбе, дизайнер ли вы (интерьеры, техника, полиграфия и т.д.) или фотограф, приобретаете ли вы мебель или думаете о новых обоях - не важно ЧТО вы делаете, но вы всегда при выборе цвета можете вспомнить о близких или противоположных, теплых или холодных цветах, и это знание поможет вам сделать выбор.

Вдохновения вам)))