Найти тему

Школа «Майских жуков»

Оглавление
Источник фото: spbcult.ru
Источник фото: spbcult.ru

Недавно нам попалась статья про школу «Майских жуков» и так зацепила, что захотелось поделиться с нашими читателями, настолько все в ней овеяно словами «любовь», «доверие», «доброта» и «взаимопонимание», да и не только словами...

Что это за школа

Оказывается, в середине XIX века несколько немецких семей выразили озабоченность современным образованием и изъявили желание преподавать прикладные предметов для своих детей (как, однако, у нас много общего с позапрошлым веком!). Родителям казалось, что существующие школы оторваны от реальности и не дают никаких практических навыков, ведь после учебы многим выпускникам приходилось сразу включаться в деловые предприятия своих семей.

Первоначально в такой школе было всего 10 детей, а преподавателем нескольких предметов был Карл Иванович Май, на частной квартире которого и появилась учебное заведение. Девизом стали слова Яна Коменского: «Сперва любить — потом учить». Удивительной школу делали принципы, которые значительно отличались от основных подходов к обучению и того, и нашего времени. Вот некоторые из них:

  • Нельзя всех и каждого стричь под один гребень, действовать следует разумно, применяясь к свойству предмета личности, степени развития учеников и учителей.
  • Ум, нравственные качества, эстетическое чувство, воля и здоровье ученика в равной степени должны быть заботой учителя.
  • Ценны не голые сведения, а внутренняя просвещённость, чутьё правды, сила воли.

Эти и другие принципы сформировали особую атмосферу школы, которую окрестили «майским духом», а себя ученики называли «майскими жуками». Успешность их применения на практике легко доказать простым перечислением имён выпускников школы, среди которых академик Д.С. Лихачев, художник В. Серов, оба Рериха, космонавт Г.М. Гречко, создатель словаря М.Ю. Фасмер, а также большое количество академиков, адмиралов, деятелей культуры и других выдающихся людей страны. Более 100 выпускников стали докторами наук, 29 были избраны действительными членами или членами-корреспондентами Академии наук или Академии художеств.

Особенности школы

В школе, согласно ее первоначальной идее, не только давали академические знания, но и учили сразу применять их на практике. Например, на географии в младших классах детей просили начертить план класса, потом план школы, двора, затем план Петербурга и, наконец, переходили к географическим картам. Николай Рерих, выпускник школы, вспоминал, что они не только рисовали карты. Дети лепили из пластилина ландшафты и целые горные системы, а то и страны целиком (как вам такой проектный подход?). Проводились многочисленные экскурсии не только в знаменитые петербургские музеи, но и на промышленные предприятия: Путиловский и Ижорский заводы, Государственную типографию, писчебумажную фабрику, Императорскую Публичную библиотеку и т.д. Ездили в Ригу, Ревель, Киев, Москву, Новгород, Выборг.

Домашними заданиями детей старались не нагружать, чтобы у них оставалось как можно больше времени для внеклассной деятельности. В школе действовали различные кружки: литературный, выпускавший свой печатный журнал «Майский сборник», исторический, морской, фотографический, спортивный и авиамодельный. Уроки начинались в девять часов и продолжались до двенадцати. В рекреациях стоял чай и корзинки с булочками, чтобы те, кто не успел позавтракать дома, могли наверстать упущенное и сосредоточиться на обучении, а не думать о голодном желудке.

После полудня целый час отводился на большую перемену: полчаса отдавали гимнастике или подвижным играм «на воле» (взятие снежной крепости, городки, снежки, позже — футбол), еще 30 минут отводили на обеденный перерыв. Обеды здесь были известны своей демократичностью: учителя во главе с директором сидели за одним столом со школьниками и ели то же, что и ученики. После большой перемены занятия продолжались до четырех часов.

По утрам директор школы стоял у входа и здоровался с каждым учеником за руку. Если директор не подал руку, значит, ученик провинился и должен зайти к нему в кабинет на перемене. Другим «суровым» наказанием было запирание в карцере, где хранились книги, и попавшему туда ничего не оставалось, кроме как их читать.

Популярные в то время доносы на товарищей не поощрялись: напротив, доносчики всячески порицались, и ни один донос не принимался к рассмотрению.

Так как экзамен — это всегда стресс, их пытались проводить в максимально домашней обстановке. Не было никаких специально выделенных дней, не было подготовки к экзаменам, просто в конце года на уроке мог неожиданно появиться директор, который начинал задавать ученикам вопросы.

Поскольку имущественный уровень семей был разный, в школе было принято эту разницу максимально нивелировать. Так, например, если в школу ребенка везли в экипаже (или автомобиле), то должны были высаживать его за два квартала, чтобы к зданию он подошел как все — пешком. Что касается языков, то первые двадцать пять лет школа в принципе была немецкой, поэтому уроки по всем предметам, кроме русского языка, литературы и истории, а также некоторых реальных дисциплин, велись на языке Гете. На гуманитарном подразделении также изучались латынь, древнегреческий и французский.