Всем привет с вами ламповый Марвел и сегодня мы поговорим про главного человека в истории Марвел, а именно я говорю о Стэнли Марине Либере(полное имя писателя ) , для всех фанатов Марвел, мы его знаем как Стэн Ли и именно о нем сегодня хочется поговорить.
Детство
Стэнли Мартин Либер (настоящее имя писателя) родился в 1922 году в Нью-Йорке в семье румынских эмигрантов. Родители писателя Джек и Селия были небогатыми людьми: отец работал закройщиком, а мать была домохозяйкой. В годы Великой депрессии Либер-старший потерял работу и большую часть времени, по словам самого Ли, проводил дома, читая газету в поисках новой должности.Работы для закройщиков было немного, поэтому Либеры вынуждено сменили старое жильё на новое подешевле и поменьше: семья перебралась в двухкомнатную квартиру в Бронксе. Окно детской, которую маленький Стэн делил с младшим братом Лэрри, выходило на стену соседнего дома. Поэтому главным желанием писателя тогда было жить в квартире с видом на улицу.
Помогать родителям мальчик начал ещё во время учёбы в школе. Одной из первых его подработок стала должность билетёра в кинотеатре Риволи на Бродвее. Когда Стэн Ли вспоминал о своем детстве, то чаще всего говорил, что ему постоянно хотелось сбежать: ссоры в семье, экономические трудности, еврейское происхождение, которое в те годы в США могло быть поводом для оскорблений. В своем дневнике в детские годы Ли писал: «Нужно достигнуть вершины и остаться там».
Школьные годы
В школе Стэн учился по ускоренной программе, чтобы быстрее устроиться на постоянную работу. Однако у него хватало времени и на огромное количество внеклассных занятий: Либер посещал уроки французского, шахматный, правовой и ораторский клубы, секцию пинг-понга.
Стать писателем он также решил во время учёбы, причём есть две версии о том, как это случилось. Согласно первой, однажды в класс Либера зашёл парень по имени Джон Джей МакКенна младший. Он был одним из учеников школы и подрабатывал, продавая подписку на газету The New York Times. МакКенна так уверенно выступал перед публикой, что Либер вдохновился, купил подписку, а через год сам получил аналогичную работу в газете The Herald Tribune. Так он сделал первый шаг к работе в прессе.
Вторая версия тоже связана с The Herald Tribune. По словам писателя, в 15 лет он три раза подряд победил в читательском конкурсе «Самая большая новость недели», который проводило издание. После такого успеха с Либером связался редактор газеты, попросил парня дать шанс другим и посоветовал сделать писательство своей карьерой.
История красивая, но не совсем верная. Стэнли Либер действительно участвовал в этом конкурсе, но ни разу не побеждал, а его лучший результат — седьмое место. Разговаривал ли с молодым человеком редактор The Herald Tribune — тоже загадка.Участие в конкурсе The Herald Tribune — не единственная попытка писательства, которую Либер предпринял в школе: он делал некрологи на известных людей для местной газеты, создавал текстовые материалы для Денверского исследовательского госпиталя Св. Иуды и печатался в школьном издании The Magpie.
Учёбу Стэн завершил в 16 лет: о поступлении в колледж он даже не думал, сразу отправился зарабатывать деньги.
Первая работа
Первую работу Либер нашёл быстро — устроился помощником продавца в брючный магазин. Там его постоянно дёргали, заставляли выполнять кучу заданий, с которыми он не справлялся. В итоге, всего через пару недель парня уволили.
Вновь возникшую проблему безработицы помог решить дядя Стэна Робби Соломон, который работал в издании Timely Comics Inc (позднее станет Marvel Comics). Компании требовался ассистент или помощник, и Либер быстро согласился на предложение. Первое время он занимался проверкой наполненности чернильниц, разносом обедов и другими мелкими поручениями. За свою работу, при этом, получал всего восемь долларов в неделю.
Соломон — не единственный родственник писателя, который работал в Timely. Один из основателей компании и издатель Мартин Гудман был мужем двоюродной сестры Стэнли.
Участвовал ли он в трудоустройстве Либера сказать сложно: по одной версии, именно Гудман пригласил парня в компанию; по другой, Стэнли так скрывал эту родственную связь, что издатель был не в курсе его работы до тех пор, пока они однажды не пересеклись в коридоре.
К слову, есть ещё одна версия о том, как Либер попал в Timely: в одном из интервью он сказал, что увидел объявление о поиске сотрудника в газете. Молодой писатель был единственным, кто согласился на должность «мальчика на побегушках, который, если что, может помочь написать рассказ.
Первые успехи
Блеснуть писательским талантом Либеру впервые удалось в 1941 году: он создал историю под названием «Капитан Америка раскрывает месть предателя» (Captain America Foils the Traitor’s Revenge) для третьего выпуска комиксов о Капитане Америка. Этот момент знаковый ещё и потому, что тогда автор впервые подписался как Стэн Ли.
Использовать псевдоним Либер решил не ради благозвучия или простоты запоминания. Писатель стеснялся своей карьеры в издательстве комиксов: в то время рисованные истории с пузырьками-диалогами считались развлечением для маленьких детей и глупых взрослых. Знакомясь с людьми на вечеринках и других общественных мероприятиях, Либер представлялся просто как «писатель». Он боялся, что, услышав слово «комиксы», люди начнут его избегать.
В 1941 году случилось ещё одно важное событие в жизни Стэна Ли — он получил повышение. Первый редактор Timely Comics Джо Саймон и единственный официальный художник издания Джек Кёрби (позднее станет компаньоном Стэна Ли) покинули редакцию из-за денежного спора с Мартином Гудманом.
Армия
В 1942 году Стэн Ли решил помочь своей стране и вызвался добровольцем в армию США. Молодого писателя отправили служить в Войска связи, где он, благодаря своему творческому опыту, получил необычное звание «драматург» (во времена Второй мировой в армии США такое звание носили всего девять человек). На службе Стэн Ли писал пособия для солдат, сценарии к агитационным роликам и сочинял лозунги для плакатов.
О своей основной работе на фронте Ли не забывал: по ночам он выполнял задания, которые ему присылал по почте заменяющий редактор Винс Фаго. Чаще всего писателю приходилось делать сценарии к комиксам о Капитане Америка, который во время войны был особо популярен. Одно из таких заданий чуть не привело его к тюрьме.
Стэн Ли рассказывал, что однажды Фаго позвонил ему и сказал: «Стэн, нам нужен комикс о Капитане на десять страниц через два-три дня. Задание вышлю по почте». Получить письмо писатель должен был в пятницу или субботу, но почта на выходные закрывалась. Чтобы успеть сдать комикс к сроку, Ли решил проникнуть в здание и украсть своё задание (важно отметить, что сделать это ему разрешил солдат, охраняющий почту).
Комикс был готов вовремя, но через несколько дней Ли вызвал капитан его подразделения и объявил: «Либер, ты едешь в тюрьму Ливенворт за ограбление почты». От реального срока писателя спасла хорошая репутация и дружеские отношения c полковником.На войне Стэн Ли занимался созданием агитплакатов против венерических заболеваний
Первые сложности
Стэн Ли вернулся к работе главного редактора после войны в 1945 году и сразу столкнулся с серьёзной проблемой: комиксы потеряли популярность, доверие политиков и чёткое направление. Более того, Мартин Гудман не оставлял Ли и его команде места для творчества. Перед ними стояла простая задача: повторять успешные проекты за другими издательствами. Timely выпускало вестерны, криминальные истории, хорроры, комиксы про зверят, — всё, что пользовалось популярностью у аудитории.
К несчастью, успешности самому издательству такая политика не принесла: компания терпела убытки, из-за чего Гудман попросил сократить штат сотрудников. Стэн Ли и сам был на грани увольнения. От ухода из комиксов его спасла жена Джоан.
Со своей женой Джоан Букок писатель познакомился в 1946 году благодаря счастливой случайности. После войны Ли находился в активном поиске спутницы жизни: он мечтал жениться, ходил на кучу свиданий, но найти любовь никак не мог. На помощь автору вновь пришли родственники, на этот раз двоюродный брат: он предложил Стэну сводить на свидание девушку, которая работала моделью шляпок в магазине на Пятой авеню.
Ли с радостью согласился, но так и не встретился с приятельницей брата. Дело в том, что когда Стэн зашёл за ней в магазин, он столкнулся с девушкой своей мечты, чьё лицо всегда рисовал в своём воображении. Это и была Джоан Букок.В конце 50-х Стэн Ли действительно серьёзно задумывался об окончании карьеры: мало того, что его заставляли писать глупые истории, делать ему это приходилось семь дней в неделю. Он вымотался и потерял мотивацию, поэтому решил, что следующее задание от Гудмана будет последним. И оно не заставило себя долго ждать.
Возвращение в игру
В 1960 году DC выпустила комикс «Лига справедливости Америки». Команда супергероев, которая вместе борется с общим врагом, понравилась читателям, а Гудман решил, что их изданию нужно что-то подобное. Ли приступил к работе, но прежде обсудил свои планы с женой. Джоан сказала, что если уж этот комикс будет последним, то нужно сделать его таким, каким хочет сам Стэн. Так на свет появилась «Фантастическая четвёрка».Команда супергероев, в которую вошли обычные люди в необычных обстоятельствах, оказалась настоящим прорывом. В редакцию издательства приходили сообщения от фанатов с комплиментами и обещаниями покупать «Фантастическую четвёрку», сколько бы не издавался комикс.
Создавать персонажей «Фантастической четвёрки» Стэну Ли помогал художник Джек Кёрби, который вернулся в Marvel в 1959 году. Кёрби и Ли понимали друг друга с полуслова и успешно работали вместе. Благодаря их творческому союзу появились такие персонажи, как Невероятный Халк, Тор, Железный человек и многие другие.
70-е годы
В 70-е Ли начал сомневаться в том, что комиксы могут привести к чему-то хорошему и даже заявлял, что будет отговаривать всех новичков от работы в этой индустрии. Тем не менее сам он оставался в Marvel и продолжал менять индустрию комиксов. Например, 1971 году он не побоялся и включил в очередной выпуск «Человека-паука» острую социальную тему: по сюжету комикса, друг Питера Паркера Гэрри Осборн чуть не умер от передозировки наркотиками.
В 1972 году Marvel выпустила первый сольный комикс о темнокожем супергерое Люке Кейдже. Стэн Ли рассказывал, что многие не верили в этот проект, однако комикс отлично продавался и нашёл своих фанатов. Успех Люка Кейджа заставил писателя «поверить в человечество».
Летом 1972 года Стэн Ли принял решение оставить работу писателя и стал издателем Marvel Comics. Находясь на новой должности, он посещал конвенции комиксов по всей Америке и проводил лекции в университетах.
При этом он продолжал участвовать в творческих проектах: в 1977 году, например, посодействовал созданию Серебряного сёрфера, в 1980 — Женщины-Халка. Так же в этот период Ли придумал включить во вселенную Marvel реально существующих людей — участников рок-группы KISS.
Супергерои на TV
В 1981 году Стэн Ли переехал в Голливуд и организовал студию анимации, чтобы сделать своих персонажей звёздами телевидения. Первые экранизации комиксов Marvel, однако, не пользовались особым успехом. Сам Ли в эти годы стал выполнять роль «лица» Marvel, продвигал издательство на фанатских встречах и других мероприятиях. За эту работу он получал миллион долларов ежегодно.
Следующий этап в жизни Ли начался в 1988 году, когда Marvel купил финансист Рон Перельман. Новый владелец организовал подразделение Marvel Films, а его главой назначил Стэна Ли.
Писателю нравилось не только работать над созданием мультсериалов и фильмов, но и участвовать в них лично. Начиная с киноленты 1989 года «Невероятный Халк: Испытание», Стэн Ли снимался в эпизодах практически каждого проекта, снятого по его комиксам. Свои камео автор даже считал своего рода талисманом удачи: он, шутя, объяснял провал последней «Фантастической четвёрки» отсутствием там своего лица.
В 90-е Стэн Ли оставил постоянную работу в Marvel, сохранив за собой кресло почётного председателя и ежегодные отчисления в размере одного миллиона долларов.
Также перед своим уходом писатель заключил контракт с Marvel Movies, в котором говорилось, что он будет получать по 10% прибыли от каждого фильма, мультфильма или сериала с участием его персонажей. Плюс, по договору, у Стэна Ли должно было быть камео в каждом фильме по его комиксам.
Железный человек и все все все!
- В 2008 началась киновселенная Марвел. Фильм железный человек был авантюрой с маленьким бюджетом и противоречивым актером. Но все вышло как нельзя лучше и после 2008 и по сей день выходит десятки новых фильмов и сериалов по комиксам Стэна Ли. Особенностью фильмов Марвел является появление в каждом фильме камео Стэна Ли. Последний фильм в котором снялся Стэн Ли был «Мстители: Финал» , Ли появляется посмертно, омоложенный с помощью компьютерной графики. По сюжету он проезжает в 1970 году мимо армейской базы Лихай, крича: «Слыш, брат, занимайся любовью, а не войной!». В сцене присутствует его жена, Джоан Букок Ли, чья внешность была воссоздана с помощью компьютерной графики. Кличка его собаки, Шарлотта Ли, выгравирована под именем Скотта Лэнга на Стене исчезнувших. Это был последний фильм Marvel, в котором снялся Стэн Ли. Среди фанатов существовала теория,что все камео Стэна Ли связанны и везде это один и тот же человек. И Стэн Ли является наблютелем.