Найти тему

НА УЧЁТ

Закон велел запасному нижнему чину вставать на воинский учёт, чтобы в любой момент его могли призвать по мобилизации. Но, как быть такому запасному, который, путешествуя по стране в поисках заработка, утерял свои документы?
Довольно интересная история некоего Саранцева показывает, что запасной был обязан зарегистрироваться «на словах» в первом попавшемся населённом пункте (пусть даже это и казачья станица).
Так. крестьянин, уроженец Рязанской губернии Дмитрий Борисович Саранцев, в поисках работы, путешествовал по Кубани за тысячу километров от родных мест. В один из переездов он потерял свои документы, но явился к атаману станицы Батуринской и попросил поставить его на воинский учёт. Атаман, согласно должностной инструкции, записал «со слов» Саранцева всё необходимое и разослал по округе уведомления о пропаже.
Факт учёта крестьянина по казачьей станице особой роли в данном случае не играл - по мобилизации Саранцева всё равно бы направили в соответствующую часть, указанную Военным Министерством. Однако дальнейшая история, к сожалению, мне неизвестна – по заявлению атамана Саранцев вскоре скрылся из станицы в неизвестном направлении «без заявления полиции». А документы, проделав путь из станицы Батуринской в г. Ейск, где располагался Уездный Воинский Начальник, вернулись на родину Саранцева.

«…1914 года Августа 25 Ст. Батуринская
Я, Батуринский станичный Атаман, Кавказского отдела Дворянин П. Супрун, в следствие предписания Ейского Уездного Воинского Начальника в надписи от 16 Июля 1914 года за № 8479, постановил настоящий протокол о нижеследующем:
4 Июля 1914 года ко мне в Батуринское столичное правление явился именующий себя запасным Мдадшим Унтер-Офицером 15 Драгунского Переяславского ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III полка Дмитрием Борисовым САРАНЦЕВЫМ, происходившим из крестьян Рязанской губернии, Касимовского уезда, Добровской волости, дер. Акулово, проси зачислить его на учёт, при чём заявил, что он никаких документов о личности своей не имеет, так как он документы свои: паспорт и увольнительный билет, выданный ему Командиром 15 Драгунского Переяславского ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III полка, утерял по дороге между ст. Кавказской и Батуринской при проезде из станицы Кавказскую в станицу Батуринскую. Зачислив САРАНЦЕВА на учёт по станице Батуринской со слов его, я сделал розыск его документов, разослав в окружные станичные правления, извещения об утере САРАНЦЕВЫМ документов, но таковые, как видно из полученных ответов, нигде не розысканы. Сам заявитель САРАНЦЕВ, после сделанного им заявления, из станицы скрылся и до сего времени в станицу не вернулся и по произведённому розыску в районе станицы Батуринской не разыскан.
ПОСТАНОВИЛ: запасного Унтер-Офицера Дмитрия Борисовича САРАНЦЕВА исключить с учёта по станице Батуринской как выбышего из станицы Батуринской без заявления полиции и отрезок Б представить в Управление Ейского Уездного Воинского Начальника; оказавшееся записать в настоящий протокол, который предоставить г. Ейскому Уездному Воинскому Начальнику на распоряжение.

Атаман Станицы Батуринской (подпись)…»