Найти в Дзене
Калейдоскоп

Чувство ненужности, или Как выглядит довербальная психотравма

Когда мы говорим о чувстве отверженности и ненужности, которое у некоторых людей появляется в жизни, следует понимать, что корни проблемы надо искать в ранних этапах жизни ребёнка... Настолько ранних, что потом, находясь на приеме у психотерапевта, человеку практически не представляется возможным рассказать о тех далёких свои переживаниях. Почему? Потому что ТОГДА , в так называемый ДОВЕРБАЛЬНЫЙ период развития, он просто ещё не умел говорить,  не знал слов, не знал НАЗВАНИЯ тех переживаний, которые УЖЕ возникли в его душе, еще ничего не понимал, и не осознавал себя как личность. Считается, что всё, что переживают малыши до 2—3 лет, со временем забывается. Этот процесс называют младенческой амнезией, которая стирает как положительные, так и отрицательные воспоминания. Однако первые впечатления и ощущения младенца всё равно накладывают отпечаток на его психику. Довербальный период — это время от начала зачатия ребёнка до достижения им возраста полутора лет. Именно в 1,5 года малыш

Когда мы говорим о чувстве отверженности и ненужности, которое у некоторых людей появляется в жизни, следует понимать, что корни проблемы надо искать в ранних этапах жизни ребёнка... Настолько ранних, что потом, находясь на приеме у психотерапевта, человеку практически не представляется возможным рассказать о тех далёких свои переживаниях. Почему? Потому что ТОГДА , в так называемый ДОВЕРБАЛЬНЫЙ период развития, он просто ещё не умел говорить,  не знал слов, не знал НАЗВАНИЯ тех переживаний, которые УЖЕ возникли в его душе, еще ничего не понимал, и не осознавал себя как личность.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Считается, что всё, что переживают малыши до 2—3 лет, со временем забывается. Этот процесс называют младенческой амнезией, которая стирает как положительные, так и отрицательные воспоминания. Однако первые впечатления и ощущения младенца всё равно накладывают отпечаток на его психику.

Довербальный период — это время от начала зачатия ребёнка до достижения им возраста полутора лет. Именно в 1,5 года малыш начинает идентифицировать себя как отдельную личность и познавать себя.

В психологии различают два основных этапа довербального периода:
1. От зачатия до исполнения новорождённому трёх месяцев — развитие ребёнка в утробе, рождение и адаптация к окружающей среде как необходимость в безопасности, праве на существование, удовлетворение элементарных потребностей;
2. От трёх месяцев до полутора лет — необходимость выражать эмоции и чувствовать, заявлять о себе и удовлетворять свои потребности.

В этот период развития малыш полностью зависит от матери. Она для него проводник в новый мир, через который ребёнок получает всё необходимое: новые ощущения, чувство безопасности, эмоции, теплоту, заботу, пищу.

По тому, как мама заботится о нём, малыш понимает, насколько ему рады в этом мире, насколько здесь безопасно, интересно, уютно. Возраст от зачатия до 3 месяцев — самый важный! Это период осознания и
фиксации в памяти информации: "желанный/ненужный", "безопасно/опасно", "теплота/безразличие".


При негативном сценарии происходит сбой в программе развития, что приводит к расщеплению структуры характера по шизоидному типу — тревожность, которая формируется на основе внешних угроз существованию плода в утробе или новорождённого (например, когда женщина хочет сделать аборт).

Под влиянием страха сознание ребёнка вытесняет всё, что может угрожать ему. У взрослого человека этот тип психотравмы проявляется в постоянном мыслительном процессе, без которого он чувствует апатию, опустошение, ужас.

Взрослея, такие люди живут с ощущением ненужности, нелюбви, одиночества, а в обществе чувствуют опасность, тревогу и при этом необъяснимую потребность постоянно контактировать с людьми.

Одиночество и удаление от общества вселяют ужас, поэтому малейший намёк на увеличение дистанции влечёт эмоциональный взрыв, боль, тревогу.

Углубить довербальную психотравму и усугубить её влияние на психику могут негативные события, стрессы, переживания.

Давайте уточним, что становится причинами довербальной психотравмы. Это:

  • желание матери (или требование отца малыша, близких родственников) сделать аборт;
  • стресс, депрессия у мамы;
  • отказ матери от ребёнка в первые дни после родов;
  • малоэмоциональная ("холодная") мама;
  • нестабильная психика мамы;
  • эмоциональное насилие над малышом;
  • передача ребёнка дедушке и бабушке на воспитание (в возрасте до 3 лет);
  • направление ребёнка в детский сад в раннем возрасте (до 3 лет).

Последствия довербальной психотравмы у взрослых людей — это:

  • повышенный уровень тревожности;
  • отсутствие чувства безопасности;
  • ощущение ненужности, нелюбви;
  • потеря контакта с реальностью;
  • отключение эмоций, чувств, ощущений;
  • состояние "меня нет".

Как избавиться от довербальной психотравмы?

В детстве психологически травмированный ребенок отвергает ту часть себя (способности, интересы, потребности, особенности темперамента и характера, внешности и т.п.), которую не признают родители, и искусственно взращивает в себе то, что угодно родителям, то есть пытается быть тем, кого они хоть как-то принимают. В итоге бо'льшая часть человека превращается в его родителя — жестокого, холодного и критикующего.

Для полного освобождения необходимо провести внутреннюю психологическую сепарацию от родителей.

Важно понять, что раньше, будучи ребенком, вы действительно зависели от родителей. Так устроены детско-родительские отношения.

Чтобы быть живым, накормленным и одетым, любимым (какую бы извращенную форму не принимала эта любовь), ребенку приходится подчиняться, угождать, расщепляться. Возразить и выразить свою агрессию, защититься он не может по одной простой причине: боится, что отношения закончатся.

Актуально ли это во взрослой жизни?

Нет.

Больше не нужно защищаться, можно самому себя обеспечивать и жить в свое удовольствие, можно быть собой, а значит, пора научиться защищать себя, разорвать симбиотические осотношения с родителями и познакомиться со здоровой любовью, с собой. Как это сделать?

Пошаговый план проработки довербальной психотравмы:

1.
Проживание самого страшного сценария отвержения. Нужно представить самую страшную ситуацию отвержения и ее позитивное разрешение.
2.
Запрет на возвращение в детство. Каждый раз, когда ощутите отверженность и беспомощность, напоминайте себе, что вы взрослый. Почувствуйте свой рост и вес, выпрямите спину, глубоко и медленно вдохните, выдохните.
3.
Связь с реальностью. Напомните себе о своем возрасте, о своей работе и о том, что вы в силах сами о себе позаботиться.


Техника для самостоятельной проработки психотравмы:

Этап №1. Сядьте на стул и вспомните ситуацию отвержения. Представьте, что на другом стуле сидит мать. Выскажите ей все, что думаете. Не стесняйтесь в выражениях. Потом проговорите, какая потребность осталась неудовлетворенной. Спросите маму, почему она так поступила. Для этого сядьте на ее стул и ответьте за нее.
Этап №2. Сядьте на стул матери, представьте, что вы – это она. Вспомните как можно больше деталей: ее одежда, прическа, телосложение и т.д. Прочувствуйте каждый элемент. На другом стуле увидьте себя в роли ребенка, ответьте на то обращение, которое вы недавно выразили в адрес матери.
Этап №3. Поставьте третий стул. Представьте, что на нем сидите вы, взрослый. А вы, настоящий, сейчас находитесь в роли ребенка. Попросите себя взрослого дать то, что не смогла дать мать. Выразите ему свои потребности.
Этап №4. Сядьте на третий стул. Теперь вы в роли взрослого, вы – это вы. Посмотрите на себя в роли ребенка, ответьте что-то на просьбу, выразьте теплые чувства, скажите, что вы позаботитесь об этом малыше. В заключение произнесите слова: "Мне легко, страх уходит. Я могу позаботиться о себе".